Мы все с вами проходим один и тот же путь от рождения до зрелости. Каждый из нас имеет опыт нахождения в утробе матери, пережил шок от извлечения из теплого и безопасного мира материнского чрева в чужой и странный внешний мир. И каждый вынужден был приспосабливаться к этому миру, как мог. От того, как происходило приспособление к этому внешнему миру, в каких условиях и под какие требования, зависит то, какой личностью мы с вами становимся. Но еще больше влияет на нас то, насколько адекватный отклик у нашего окружения находили наши естественные желания.
Ведь не секрет, что переживания раннего детства накладывают сильный отпечаток на нашу личность. З. Фрейд в своей психоаналитической теории вывел стадии развития личности, изучение которых проливает свет на понимание того, почему те или иные черты преобладают в нашем характере. Давайте последовательно рассмотрим эти стадии.
Думаю, многие слышали, что З. Фрейд большое значение придавал стремлению человека получать удовольствие от своего тела. Он называл это стремление либидоносным инстинктом, а саму энергию желания — либидо. Фрейд полагал, и в т.ч. этой предпосылкой пользуются современные психологи, что каждый человек рождается с определенным количеством сексуальной энергии (либидо). При чем, под сексуальной энергией мы будем подразумевать не только стремление получать удовольствие от секса, но и в принципе, получать удовольствие от любых своих телесных функций.
В разные периоды жизни эта энергия в наибольшей степени проявляется в какой-то одной зоне организма, которая служит основным источником получения удовольствия. Именно по «месту» получения удовольствия и были названы стадии развития человека. Все они связаны с разными эрогенными зонами, т.е. особо чувствительными участками тела. К ним относятся глаза, уши, рот, анус, молочные железы, половые органы.
Т.о. психологическое развитие человека в значительной степени определено его биологической логикой развития. Но индивидуальные черты и особенности характера будут зависеть от того, насколько благоприятно или нет протекала та или иная стадия, в каких социальных условиях это происходило, какие ценности и установки вкладывались родителями на той или иной стадии развития человека.
Психосексуальные стадии развития личности:
1. Оральная стадия длится от момента рождения до полутора лет и занимает период кормления ребенка грудью.
2. Анальная стадия длится от полутора до трех лет. Это период, когда ребенка наиболее интенсивно приучают к горшку, и он учится контролировать свои сфингтры (мышечные кольца), овладевая своей выделительной функцией.
3. Фаллическая стадия занимает период от трех до шести лет, когда на первый план выходит интерес к противоположному полу и осознание имеющихся между полами различий.
4. Латентная стадия длится от шести до двенадцати лет, характеризуя период затишья в психике человека, когда на первый план выходит не инстинктивная жизнь, а познание мира и построение социальных контактов.
5. Генитальная стадия приходится на период полового созревания. С этого момента сексуальная энергия начинает заявлять о себе в полный голос и человек находит новые способы получения удовольствия, лишь частично доступные ему ранее. На фоне этой гормональной бури и происходит окончательное формирование личности человека.
Но наибольшее влияние на формирование личности и черт характера оказывают наиболее ранние этапы развития человека, названные Фрейдом прегенитальными стадиями. Ведь человек их проходит еще до того, как в полной мере осознает, какое значение в получении удовольствия играют его половые органы. От того, получает ли ребенок на каждой этой стадии достаточное внимание и заботу или напротив, эта забота проявляется сверх меры, зависит то, как в дальнейшем будет идти этот человек по жизни, какие черты характера будут у него преобладать.
Если ребенок недополучает желаемого, например, его рано отнимают от груди, то и в дальнейшем он может чувствовать, что ему не хватает чего-то важного в жизни, искать и не находить этого. Если же ребенка окружают чрезмерной заботой, не давая ему возможности самостоятельно контролировать свои естественные функции (например, выделительные), то у него формируется ощущение некомпетентности и зависимости.
И в том и в другом случае энергия либидо не находит нужного выхода и накапливается в соответствующей зоне тела. Происходит фиксация на той или иной стадии развития, т.е. застревание на ней. Это выражается в придавании чрезмерного значения способам получения удовольствия, характерным для более ранних стадий. Так, наиболее часто встречающаяся сегодня форма подобного поведения — это переедание. Оно является прямым следствием желания человека получать большее удовольствие от жизни. Но, вместо того, чтобы найти более взрослые формы получения этого удовольствия, человек скатывается на более раннюю стадию, и ведет себя как маленький ребенок, сосущий материнскую грудь.
Этот процесс перехода на более ранние этапы развития получил название регрессии. И чем сильнее была фиксация, застревание на предыдущей стадии, тем больше вероятность скатывания человека в детские формы поведения. Особенно явно этот процесс виден, когда человек переживает стресс. Тогда он пытается восстановить свое душевное равновесие путем «испытанного» способа получения удовольствия. Курильщики начинают курить одну сигарету за другой, обжоры объедаются, порой даже не чувствуя вкуса еды, полностью занятые самим процессом поглощения, ну а часть людей «топит горе в вине»…
И чем хуже человек справляется с теми требованиями и задачами, которые возлагают на него более поздние этапы развития, тем больше он подвержен регрессии в моменты эмоционального или физического стресса. Поэтому избавиться от такого регрессивного поведения можно двумя путями: проанализировав, поняв и отработав те наиболее ранние психологические причины, которые привели к формированию и закреплению такого поведения — наиболее действенный, но и наиболее сложный и трудоемкий путь. Или же обратить внимание на свое умение справляться с жизненными трудностями, отрабатывая соответствующие навыки — это вторичный, вспомогательный путь, который поможет частично устранить нежелательное поведение, но не его корни. Куда направить свои силы — дело за вами.
Типология личности, описанная З. Фрейдом тесно связана с соответствующими стадиями развития человека. Какой тип личности будет в дальнейшем преобладать у человека, зависит от того, на каком этапе у него произошла психологическая фиксация, а также от того, в каком психологическом контексте происходили события.
Оральная стадия
Это период, когда основная задача только что родившегося человечка сводится к тому, чтобы обеспечить свое существование путем поглощения материнского молока. И сосательные движения, производимые ртом — это пока наибольший труд, на который способен ребенок. А это действительно труд, поскольку чтобы высосать молоко, ему нужно приложить значительные усилия. При этом работают не только губы, но и язык и глотка. Получая такое важное для жизни питание, младенцы получают чисто физическое удовольствие. Таким образом, зона рта становится инструментом и источником физического и психологического чувства удовольствия. А сосательные движения закрепляются как способ получения удовольствия.
Рот закрепляется как важная эрогенная зона в более взрослом возрасте. Это находит выражение в поцелуях и не так уж редко встречающемся желании припасть к груди партнера, совершая все те же сосательные движения. И хотя часто это желание мотивируют стремлением доставить удовольствие партнеру, зачастую сами движения носят навязчивый, агрессивный характер, доставляя боль вместо удовольствия.
Что касается несексуальных форм поведения, то стремление получать удовольствие через рот проявляется в жевании сосательной резинки, сосании леденцов, сосании и погрызывании колпачков ручек, курении, обкусывании ногтей, переедании, облизывании и жевании губ и других подобных манипуляциях, связанных со ртом.
Поскольку в это время младенец полностью зависит от окружающих, в первую очередь, от матери, то именно на этом этапе происходит закладывание основных базовых установок личности, таких как зависимость — независимость, ощущение доверия к людям и к миру в целом, чувства наличия опоры в окружающем мире.
Поскольку младенец не отделяет себя от матери, то он изначально воспринимает материнскую грудь как часть себя. Себя же он видит центром вселенной, чьи желания должны моментально исполняться. Со временем это проходит, и ту психологическую функцию, которую имела для младенца материнская грудь, более взрослый ребенок перенесет на какую-то часть своего тела. Как правило, это язык или пальцы рук, которые замещают первоначальный объект получения удовольствия и чувства безопасности на гораздо более доступный. В дальнейшем ребенок, чувствующий себя неуверенно, либо недополучающий необходимой ему материнской заботы будет прибегать к самоуспокоению, посасывая свой собственный палец. А взрослый для этой же цели использует сигарету и другие предметы.
Важным моментом для дальнейшего развития психики ребенка является процесс отлучения от груди. Чем более рано он прошел, когда потребность в заботе, стабильности и опоре еще не удовлетворена полностью, тем более значимы будут его последствия для психики ребенка. Здесь важен не столько временной интервал, как таковой, сколько субъективное ощущение ребенком потери, глубины и силы его горя. В идеале, дети сами постепенно отказываются от груди, постепенно переходя на питание овощными пюре и т.п. смесями.
Теперь давайте более подробно рассмотрим типы личности, которые формируются на этой стадии развития.
Орально-пассивный тип личности формируется тогда, когда ребенок получал недостаточно любви и заботы со стороны матери, либо когда получал их сверх всякой меры. Материнская любовь и забота проявляется в т.ч. в том количестве молока, которое мать могла дать своему ребенку.
Человека с данным типом личности характеризует веселый и оптимистичный нрав, он, как правило, настроен на лучшее, склонен не замечать трудностей, и оказывается не готов к их преодолению. Он ожидает от окружающих материнской заботы о себе, наивно полагая, что они будут решать его проблемы. А когда реальность противоречит его ожиданиям, то не может понять, как это произошло, почему так, и что теперь делать.
Это очень зависимый тип личности. Он ищет постоянного одобрения своего поведения со стороны окружающих. Кроме того, что он незрел и пассивен, он еще и крайне доверчив и легко поддается чужому влиянию. Не способный хорошо сам о себе позаботится, он стремится найти человека или группу, которые возьмут на себя эту задачу, психологически замещая ему мать. Поэтому такие люди часто становятся адептами различных сект, пассивными членами молодежных и не очень движений и т.п. сообществ.
Орально-агрессивный тип личности формируется тогда, когда фиксация происходит на втором этапе оральной стадии развития, когда у ребенка появляются зубы. Теперь с их помощью он получает более весомый инструмент выражения своего неудовольствия. Когда мать не сразу подходит к ребенку,долго отсутствует в комнате или не полностью сосредоточена на процессе кормления, он может выражать свое неудовольствие, покусывая грудь. Иногда эти укусы весьма болезненны, вплоть до прокусывания материнских сосков до крови.
Подобно младенцу, повзрослевший человек, застрявший на этой стадии психологического развития, будет покусывать окружающих, но уже не зубами, а словесно. Это будет находить свое выражение в любви в спорах, сарказме, постоянных шпильках и подколках. Вообще же, для этого типа весьма характерна чрезмерная речевая активность и стремление самоутвердиться за счет своих ораторских навыков. Такой человек может затевать спор ради самого спора, ради возможности просто продемонстрировать собственное превосходство.
В отличие от первого, в характере этого типа будет преобладать пессимистический настрой. Он весьма циничен по отношению ко всему, что его окружает. Других людей он будет стараться использовать для исключительно удовлетворения собственных нужд. Кроме того, в нем ярко выражено стремление доминировать, подчиняя себе всех тех, кто не может ему противостоять.
Анальная стадия длится примерно от полутора до трех лет. Именно в этот период происходит окончательное созревание мышечных сфингтров выделительной системы организма, и ребенок получает возможность более полно контролировать акт дефекации (испражнения). Дети в этом возрасте получают видимое удовольствие от самого процесса удержания и выталкивания фекалий и учатся усиливать это удовольствие контроля над собственным организмом путем отсрочки опорожнения кишечника.
Взрослому человеку может показаться не понятным, что может приятного в этом чисто физиологическом процессе, который принято у нас относить к нечистым и довольно постыдным актам. В связи с эти я расскажу небольшой анекдот времен моего детства.
Поймали как-то каннибалы американца, француза и русского, и поставили им условие: нужно сделать так, чтобы они сделали что-то, чтобы их вождь сказал «Кайф». При этом средства, которые они могут для этого использовать, не ограничены. Но если вождь этого не скажет, их съедят. Американец целый день катал вождя на американских горках, но так и не дождался желанного слова, и его съели. Француз сделал с ним рейд по лучшим публичным домам, но закончил так же, ка и американец. Русский же ограничился бюджетным вариантом: он предложил принести каждому бочку пива и мешок таранки, и пока кто-то из них не съест все и не выпьет, в туалет не ходить. И вот когда наконец, все было съедено и выпито, они пулей оба выбежали в кусты, и по округе разнеслось:»Каааайф!» Вот так чисто физиологическое удовольствие победило…
Возвращаясь к анальной стадии развития личности, хочу заметить, что не только для ребенка на первый план выходит его вновь обретенная способность произвольно управлять функциями кишечника. Часто, это становится знаменательным событием для всей семьи. Часто в семье можно наблюдать такую картину: ребенка садят на горшок, а члены семьи располагаются вокруг, наблюдая за тем, как все проходит. Ребенок, видя столь повышенное внимание к своей персоне, укрепляет чувство собственной значимости в целом и важность самого процесса, как такового.
Думаю, каждый хоть раз слышал историю о том, как ребенок, после того, как сходил на горшок, с гордостью показывал результат своих усилий маме, расценивая его как своего рода подарок ей. И ответная радость мамы, естественная на первых этапах приучения к горшку, укрепляет в ребенке чувство собственной значимости и даже могущества. Ведь не каждый способен вызвать таким действием восхищение окружающих!
Возвращаясь к теме типологии личности, скажу, что тот способ, которым родители приучают ребенка к туалету, влияет на его дальнейшее личностное развитие. Кроме того, именно в этот период закладываются основы способности к самоконтролю человека в более позднем возрасте. Ведь сейчас впервые ребенок так остро сталкивается с необходимостью согласовывать свои естественные желания с требованиями общества, выдвигаемыми в лице родителей. Теперь он может и должен выбирать, идти ли на поводу у своего непосредственного желания или подчиниться социальным ограничениям и получить желанное одобрение окружающих.
Анальная стадия развития
Анально-удерживающий тип личности формируется тогда, когда родители слишком жестко подходят к задаче приучения ребенка к туалету. Они могут требовать, чтобы он сейчас же сходил на горшок, а то потом маме будет некогда этим заниматься (либо любая другая причина на Ваш выбор). Такое поведение вызывает естественное сопротивление у ребенка, что проявляется в том, что у него начинаются запоры. Если такая ситуация длится какое-то время, то формируется анально-удерживающий тип личности.
Его характеризует необычайное упрямство, нежелание подчиняться требованиям, даже если они логичны, а напротив, желание настоять на своем во что бы то ни было. Еще одна характерная черта данного типа личности, это скупость. Человек бережно хранит деньги, накапливая их и с трудом расходуя, подобно тому, как он ранее не выпускал из себя внутреннее «богатство». Нужно заметить, что и психология, и народная мудрость в одни голос приравнивают фекалии к деньгам. Возьмите любой сонник и увидите, что должно присниться, чтобы спрогнозировать у Вас появление денег.
Кроме того, такой тип личности отличает методичность, скурпулезность и пунктуальность. Человек этого типа склонен упорядочивать и раскладывать по полочкам события и предметы его окружающие. Он не переносит беспорядок и неразбериху, а также испытывает сильный стресс в ситуации неопределенности. Часто он склонен к анализу и принимает решения только после тщательного взвешивания всех за и против. В спокойном состоянии он абсолютно не способен к спонтанным действиям. Но и будучи возбужден, способен долгое время сдерживать свои импульсы.
Хочу сделать еще одну небольшую ремарку. Часто родители, под предлогом того, что ребенку нужно опорожниться, ставят ему клизму и могут прибегать с этой целью даже к насилию. Это крайне неблагоприятно отражается на развитии психики и физиологии ребенка, поскольку формируется выраженное мышечное напряжение в области анального сфингтра и тазового дна, что приводит к застойным явлениям в области малого таза. Кроме всего прочего, это крайне неблагоприятно отражается на способности женщины испытывать оргазм и эректильной функции мужчину.
И еще, именно в столь невинной на первый взгляд медицинской процедуре берут основу гомофобные тенденции, столь характерные для мужчин. Ведь неосознанно они связывают проникновение кончика клизмы с сексуальным насилием, в отношении которого испытывают крайнюю неприязнь и сопротивление. Отсюда берет корни та нетерпимость, которую они проявляют в дальнейшем к сексуальным меньшинствам, что гораздо менее характерно для женщин, для которых проникновение в их организм воспринимается гораздо более естественно.
Анально-выталкивающий тип представляет собой другую форму протеста против чрезмерно интенсивного приучения ребенка к горшку. Этот тип встречается реже и обладает такими чертами, как склонность к разрушению и импульсивность. Эти тенденции могут ограничится только словесными формами, проявляющимися в желании испохабить, обгадить любую идею, размазать человека по стенке, но могут выражаться и в физическом насилии над людьми.
Для этого типа характерна садистская жестокость, желание сделать больно другому человеку. В своих любовных отношениях эти люди воспринимают предмет своей страсти как некий объект, которым они стремятся обладать. При этом ответное желание объекта к сближению учитывается крайне мало. Для этого типа характерен также довольно высокий уровень тревожности, что заставляет его постоянно пребывать в оборонительной позиции. А поскольку лучшая для него защита — это нападение, то он склонен наносить упреждающие удары, аргументируя свое поведение тем, что человек сам его спровоцировал. Так, мужья подобного типа часто бьют своих жен, видя даже в их покорном поведении скрытую форму вызова для себя.
Для того, чтобы эта стадия развития прошла для ребенка наиболее благоприятно, родители должны придерживаться более взвешенной позиции, побуждая ребенка к усвоению нового поведения, но ни в коем случае не заставляя его. Им необходимо поощрять и хвалить ребенка за регулярное опорожнение кишечника, позволяя ему самому по большей части контролировать этот процесс. Такая позиция не только формирует у малыша чувство «я могу», но и способствует развитию позитивной самооценки, а также создает условия для развития творческих способностей.
Продолжая наш экскурс в азы психоанализа, перейдем к третьей стадии развития личности — фаллической, когда на первый план выступают вопросы пола и разницы между полами. Это весьма интересная стадия развития, как с точки зрения самого человека, так и его психоанализа. Практически нет ни одного человека, который бы пережил этот этап полностью благополучно, без далеко идущих последствий для свой психики в целом и для выстраивания взаимоотношений с противоположным полом в частности. Поэтому мы остановимся на этой стадии поподробнее. А та типология личности, которую ввел в обиход З. Фрейд будет представлена в этой статье фаллическим характером, основным лейтмотивом которого является самоутверждение во всех сферах, в т.ч. и в вопросах взаимоотношений с противоположным полом.
Итак, мы с Вами вступаем в наиболее увлекательный период развития личности, когда вопросы удовлетворения естественных потребностей отступают на задний план, а на авансцену выходит интерес ребенка к себе и другим, как представителям разных полов. Эту стадию ребенок проходит между тремя и шестью годами своей жизни. До этого он воспринимал окружающих скорее, как человеческие существа, ни чем принципиально друг от друга не отличающиеся. И вдруг, он начинает обращать внимание на разницу во внешнем облике и поведении мужчин и женщин. Пытливый ум ребенка пытается найти ответ на вопрос: каковы физические различия между полами?
С этой целью ребенок принимается исследовать прежде всего себя самого. Он может начать рассматривать и ощупывать свои половые органы, играть с ними. Именно на этот период приходится первые попытки мастурбации (онанизма), как у мальчиков, так и у девочек. Правда девочки в этом плане лишены многих возможностей, поэтому могут получать удовольствие от манипуляций со своими половыми органами непрямым, опосредованным путем. Так, многим девочкам нравится ездить на велосипеде или на лошади. Душ с сильным напором воды также может создавать нужный эффект. Еще один вариант — вибрации, создаваемые при езде общественным транспортом, которые передаются по всему организму к половым органам.
Мастурбация в этом возрасте явление абсолютно нормальное и в норме преходящее. Просто часто дети не видя в этом ничего плохого, могут предаваться плотским утехам в общественных местах. Поэтому нужно объяснить ребенку, что это вопрос сугубо интимный и требующий определенных условий для своей реализации. Лучше не порицать ребенка за подобные шалости, но и поощрять их не нужно тоже. Повод тревожится у родителей может наступить лишь тогда, когда ребенок не только не прекращает подобные занятия в следующей, латентной стадии развития, но и усиливает их интенсивность. Тогда лучше обратиться за помощью к специалисту, т.к. причины могут быть разными, в т.ч. и чисто физиологическими.
В это же время дети начинают интересоваться половой жизнью своих родителей. Большинство детей, не смотря на убеждение родителей в обратном, более или менее ясно представляют, что время от времени происходит в родительской спальне за закрытыми дверями. Но важный нюанс состоит в том, что они воспринимают действия отца по отношению к матери как некий акт агрессии, что и не удивительно, учитывая то, что мужчина, как правило, играет более активную роль в процессе, физически доминируя над партнершей. И не зависимо от того, видел ли ребенок или нет, как все происходит, но он неизбежно фантазирует на эту тему, в т.ч. до известной степени примеряя эту роль на себя.
Маленький ребенок не разграничивает для себя понятие любовь и секс. Для него секс — это составная часть или продолжение любви, один из наиболее прямых и действенных способов ее выражения. Поэтому он может стремиться демонстрировать свою сексуальность объекту своего влечения, воспринимая это, как вполне приемлемый способ показать свою любовь. Так малыш может начать раздеваться в присутствии лица, к которому он испытывает эротический интерес.
В норме психологически мальчики отождествляют себя с отцом, а девочки с матерью. Соответственно, они испытывают любовно-эротическое влечение к родителю противоположного пола, который для них является идеалом и пределом мечтаний. Если по какой-то причине родитель отсутствует, то его место в жизни и воображении ребенка может занять любой другой представитель того же пола из ближайшего окружения: брат, сосед, дедушка и т.д.
Итак, каждый ребенок, будь то мальчик или девочка, хочет завладеть предметом своей любви, в тайне желая вытеснить другого родителя, чтобы занять его место. Свое желание ребенок может демонстрировать как в явной, так и в скрытой форме. Ведь, с одной стороны, он любит обоих родителей, а с другой — боится наказания, которое может применить родитель, которого он хочет вытеснить из этого своеобразного любовного треугольника. Если родители, занимая взрослую позицию, позволят развиваться событиям своим чередом, то рано или поздно ребенок оставит мечту занять место родителя своего пола подле «самого лучшего» папы или мамы. Теперь он будет утешаться мыслью о том, что, когда вырастет, найдет себе «такого же хорошего» спутника жизни, как его папа/мама.
Когда пишешь на такие темы, то всегда трудно донести суть процесса, не огрубляя его и не делая несколько гротескным. Со стороны может показаться, что все, что я пишу довольно надуманно. Но присмотритесь к детям, которые Вас окружают. Как часто мы можем услышать он них такую фразу: «Когда я вырасту, то выйду замуж за папу!»? или «Вот выросту и женюсь на маме!» Именно так чаще всего дети заявляют о своих претензиях. И даже если Вы не услышали из уст ребенка подобных фраз, знайте, что он думает, и всерьез думает о такой возможности. Но рано или поздно поймет всю нереальность подобной идеи и удовольствуется обещанием себе и другим найти точно такого же, только лучше.
Если по каким-то причинам развитие ребенка пошло не по заданному сценарию, то у него будут наблюдаться различные личностные отклонения. Так, мальчик, который отождествляет себя с матерью, а не с отцом, как это должно быть в норме, вырастет более пассивным и женственным, чем его собратья, хотя сразу скажу, это отнюдь не подразумевает, что такие черты характера будут сопровождаться гомосексуальной ориентацией.
Если же сама мать, с которой он себя ассоциирует, имеет мужские черты характера, доминируя над отцом, то возможен, как женственно-пассивный, так и более мужественный тип мужчины, в зависимости от того, с какой именно частью личности матери в большей степени будет отождествлять себя мальчик. Но мы не будем лезть в дебри психоанализа. Просто я хочу, чтобы Вы понимали, что от того, как развивалась эта ситуация, и чем она закончилась, зависит, как будут складываться отношения с противоположным полом у ребенка в дальнейшем, а также то, какие черты характера у него будут преобладать, и какие поведенческие модели он будет реализовывать.
Нужно отметить, что в воспитании ребенка большую роль играет родитель одного с ним пола, поскольку именно он традиционно более строг к своему чаду. В то время, как родитель противоположного пола, как правило, склонен более лояльно относиться к ребенку, меньше его ограничивая и прощая ему шалости. Особенно сильно, конечно, это касается матерей, воспитывающих сыновей. Ведь традиционно мужчины занимаются воспитанием детей в гораздо меньшей мере.
Большую роль в последующем развитии и становлении девочки как женщины играет фигура отца. Лояльный и мало запрещающий отец способствует формированию у нее более женственного характера, чем строгий и грубый. В последнем случае велик шанс идентификации девочки с отцом и развития у нее мужественно-жестокого характера. Кроме того, по тому, как к ней относился отец, у девочки формируются ожидания относительно того, как остальные мужчины должны к ней относиться. Вырастая, она ждет такого же поведения и от своего избранника. И даже, если ей не нравилось поведение отца, который бил ее, она может неосознанно желать видеть рядом с собой сильного и властного мужчину, отвергая и презирая тех, кто более мягок в обращении с ней.
Как мы уже говорили, Фрейдовская типология личности, описывая характер, формирующийся на этой стадии развития, называет его фаллическим. Давайте рассмотрим, какие основные черты ему свойственны.
Фаллический характер
Мужчины с фиксацией на данной стадии развития, характеризуются весьма дерзким, хвастливым и опрометчивым поведением. Они как бы пытаются доказать себе и миру, что они чего-то стоят. Поэтому они весьма склонны к разного рода авантюрам, бравадам, эффектным поступкам. Часто такие мужчины стремятся к успеху любой ценой, но достигая его, не могут им насладиться. Только что взяв эту высоту, они уже видят другую, которая им еще не покорилась, и которую им непременно нужно покорить.
Такой тип мужчин стремится привлекать внимание к своей персоне, особенно, к своей мужественности. Для них просто жизненно важно доказать всем, что они настоящие мужики. Для этого они могут выбирать один из наиболее прямых и очевидных способов — завоевание как можно большего количества женщин. При этом, сама женщина, как таковая, может их даже не интересовать. Их побуждает к действию возможность показать свою власть над ней. Такой мужчина должен постоянно доказывать себе и другим, что ни одна женщина не может перед ним устоять. Но, как только желанная цель достигнута, он тут же теряет к женщине свой интерес, переключаю всю свою энергию на завоевание нового трофея.
Женщины, которые неблагополучно прошли эту стадию развития, весьма склонны делать чрезмерную ставку на свою внешнюю привлекательность и способность обольщать. Т.е. в принципе, делают то же, что я писала о мужчинах, но только в женском варианте. Они точно также могут коллекционировать не устоявших перед их шармом мужчин, видя в этом наглядное доказательство собственной исключительности и превосходства над соперницами. Очень часто для таких женщин вызовом становится именно «занятой» мужчина. Они могут идти на самые разные уловки и ухищрения, чтобы заставить его сдаться, и разу же после этого бросить его за ненадобностью.
Для таких женщин характерны весьма беспорядочные половые связи. Ведь свою готовность к сексу они воспринимают, как своего рода скрытое оружие. Но при этом внешне такая женщина может отнюдь не выглядеть коварной соблазнительницей или распутной особой. Часто она может казаться весьма наивной и даже невинной, глядя на мир широко распахнутыми глазами, полными обожания. Но за этой привлекательной оболочкой может скрываться безжалостная охотница за головами…
Но у женщин с фиксацией на данной стадии может встречаться и совершенно другой тип личности, если вместо того, чтобы принять на себя женскую роль, дама начинает бороться с мужчинами за первенство, пытаясь доказать, что она ничем не хуже сильного пола. Такие женщины ведут себя напористо и самоуверенно. Также они постоянно пытаются доказать свое превосходство над мужчинами, часто пытаясь их унизить, показать их несостоятельность и некомпетентность. Это стремление может принимать различные формы: подколки, критические замечания, советы, упреки по типу «я тебе говорила…», намеки, сексуальная холодность, рукоприкладство. В ход может пойти все, лишь бы показать со всей очевидностью, насколько плох мужчина, и насколько на его фоне хороша она (всегда права).
Вслед за периодом повышенного детского интереса к вопросам различия полов, названным Фрейдом фаллической стадией, наступает довольно долгий период затишья, продолжающийся вплоть до раннего подросткового возраста. Этот период, названный латентным и приходящийся на возраст от 6-7 до10-13 лет, является своего рада психологической и физиологической подготовкой к предстоящему бурному гормональному всплеску и повторному, уже гораздо более осознанному интересу к противоположному полу.
Подросток как бы пробуждается от своего рода сна и начинает по-другому смотреть на мир и окружающих его людей. Постоянный мощный выброс гормонов в кровь ведет не только к изменениям во внешности, но и напрямую влияет на поведение. Подростки становятся легко возбудимыми, более агрессивными, но самое главное – в них вдруг пробуждаются желания, доселе мирно дремавшие. Мальчики начинают сильно интересоваться девочками, которых до того предпочитали игнорировать, считая их не интересными. А девочки все больше проводят время у зеркала, пытаясь понравиться мальчикам.
Здесь нужно заметить, что изначально зарождающийся сексуальный интерес подростка часто обращен на лиц одного с ним пола, а отнюдь не противоположного. Согласно наблюдениям Фрейда, которые подтверждаются и более поздними исследованиями, все мы проходим стадию подобной гомосексуальности. Это происходит потому, что бурлящие в крови гормоны пробуждают в нас желание, и мы пока не знаем, как его реализовать. А в силу того, что до этого мы в основном предпочитаем общаться с лицами одного с нами пола, то и эти свои желания направляем на них, просто в силу их психологической близости к нам.
Это совсем не значит, что каждый подросток пытается реализовать свое сексуальное желание в конкретных действиях с лицом своего пола. Это может переживаться просто как некое платоническое чувство, повышенный интерес к другу или соседу, часто не осознаваемый.
Но, как правило, этот переходный период не долог, и постепенно у мальчиков устанавливается постоянный и целенаправленный интерес к девочкам, а у девочек – к мальчикам. Мальчики учатся ухаживать, а девочки – флиртовать, осознанно пробуждая интерес к своей особе со стороны конкретного молодого человека. Так постепенно формируются стереотипы поло ролевого поведения, которые мы проносим затем через всю жизнь. Именно в период полового созревания и формируется генитальный характер.
Генитальный характер
Человек, благополучно прошедший все предыдущие стадии развития и оставивший все связанные с ними проблемы в прошлом, имеет шанс сформировать у себя генитальный характер. Он подразумевает зрелое и ответственное отношение человека к жизни. В раннем детстве человек получает любовь, безопасность и физический комфорт практически без каких-либо усилий со своей стороны. По мере взросления все больше того, что мы можем получить от мира, зависит от наших сознательных усилий. Конечно же, гораздо легче переложить ответственность за происходящее на других, как это и делают менее зрелые личности, застрявшие на ранних этапах развития. Но не так поступает человек с генитальным характером. Причину своих бед, как и источник своих свершений он склонен видеть, прежде всего, в себе самом.
Именно такая позиция помогает человеку поддерживать тесный контакт с реальностью, не позволяя ему надолго уходить в мир грез и пустых мечтаний, а сразу же приступать к претворению этих своих желаний в жизнь. Такой человек думает ровно столько, чтобы сделать следующий шаг, он не склонен долго выбирать по какому пути пойти, а однажды выбрав, несет всю полноту ответственности за этот выбор. Конечно же, сомнения тоже иногда посещают его, но они не являются его постоянными спутниками, разъедающими душу и рубящими все начинания на корню. Они лишь помогают сделать правильный выбор, а затем исчезают бесследно, чтобы не мешать этот выбор реализовать.
Человек с генитальным характером также имеет стойкую ориентацию на создание теплых, доверительных и постоянных отношений с лицом противоположного пола. Да, каждый человек имеет в своей жизни периоды сексуальной активности, когда количество уступает место качеству, особенно на ранних этапах формирования своей сексуальности. И тем не менее, психологически зрелый человек, не зависимо от пола, склонен устанавливать моногамные отношения, в которых получает нечто большее, чем сексуальное разнообразие и эффект новизны. Только постоянный партнер может дать то ощущение душевного тепла, принятия и понимания, которые так нужны каждому из нас. И разного рода неурядицы, которые так часто возникают в нашей жизни, делают такой союз лишь крепче и гармоничнее.
Генитальный характер - в психоанализе - зрелая личность с «идеальным характером полностью проанализированного человека, который до конца разрешил свой Эдипов комплекс». Такой индивид заботится не только об удовлетворении своих инстинктных побуждений, но в равной степени он заботится и об удовлетворении потребностей других людей. Если бы о других людях он беспокоился больше, чем о себе, то, как считается, это обнаружило бы в нём мазохиста. Evans уже в первые годы холодной войны (1949) безуспешно пытался доказать, что аналитическим шедевром генитального характера является английский идеал джентльмена. Эта англификация генитальногого характера явно связана с расизмом, к которому англосаксы, потомки воинствующих викингов, и поныне склонны после многовекового порабощения других, якобы неполноценных народов.
В классическом психоанализе З. Фрейда проводилось различие между сексуальностью и генитальностью. Первое понятие шире второго, поскольку наряду с генитальным сексуальность включает в себя и до-генитальные формы психосексуального развития ребенка – оральную, анальную, фаллическую. Наряду с подобным пониманием сексуальности и генитальности З. Фрейд проводил различие между инфантильной генитальной организацией и окончательной генитальной организацией взрослых. В отличие от второй для первой генитальной организации характерно, по его мнению, то, что «для обоих полов играют роль только одни гениталии, мужские» и существует «не примат гениталий, а примат фаллоса».
З. Фрейд уделил значительное внимание рассмотрению догенитальных фаз психосексуального развития ребенка, раскрытию специфики различных форм сексуального характера, особенно выявлению черт анального характера, и исследовании причин возникновения неврозов, свидетельствующих о формировании невротического характера. В меньшей степени он обращал внимание на такой тип характера, который соотносился с генитальной организацией взрослых и являлся выражением не патологического, а нормального, полноценного проявления зрелой сексуальности.
Этот пробел в рассмотрении генитального характера был восполнен В. Райхом (1897–1957), выдвинувшим идею, согласно которой тяжесть душевных заболеваний любого рода напрямую связана с «тяжестью генитального нарушения» и, следовательно, успех аналитической терапии зависит от «возможности достижения полного генитального удовлетворения». В 1923 г. он выступил с докладом, позднее опубликованным в форме статьи «О генитальности с точки зрения психоаналитического прогноза и терапии» (1924), где утверждалось, что генитальное нарушение является важным симптомом невроза и что из оценки генитальности вытекают прогностические и терапевтические возможности.
Если предшествующие психоаналитики в лучшем случае говорили об эрективной (способной к возбуждению) и эякулятивной (способной к семяизвержению) потенциях человека, то В. Райх ввел понятие «оргастической потенции» как способности человека без какого-либо торможения к разрядке сексуального возбуждения. Это привело его к заключению, что ни один невротик не обладает способностью к оргастической потенции и «подавляющее большинство людей страдают неврозами характера». Словом, психические заболевания стали соотноситься им не просто с сексуальным нарушением, а с нарушением генитальной функции, с оргастической импотенцией в строгом смысле этого понятия.
В работе «Характероанализ» (1933) В. Райх выдвинул предположение, согласно которому характер представляет собой защиту, «бронирование против раздражений внешнего мира и внутренних вытесненных влечений». Одновременно он выделил два противоположных типа характера – генитальный и невротический. Генитальный характер обусловлен достаточными средствами, используемыми человеком для связывания страха, постоянным чередованием напряжения сексуальной энергии и адекватной разрядкой ее, то есть упорядоченной организацией либидо. Невротический характер, напротив, соотносится с недостаточными средствами связывания страха и усиливающимся застоем сексуальной энергии, то есть с неупорядоченной организацией либидо. При этом В. Райх исходил из того, что с точки зрения качественных различий генитальный и невротический характеры являются идеальными типами. В реальной жизни характеры человека представляют собой смешанные формы, свидетельствующие о приближении к тому или иному идеальному типу. С точки же зрения количества возможного удовлетворения либидо генитальный и невротический характеры выступают в качестве усредненных типов.
Рассматривая генитальный характер, В. Райх выделил следующие его особенности, являющиеся прямой противоположностью невротического характера: в генитальном характере прегенитиальные тенденции (оральная, анальная эротика) не вытеснены, но частично закреплены в культурных сублимациях, а частично участвуют в прямом оргастическом удовлетворении, которое достигается генитальным путем; в его структуре нет сексуальных запретов и содержатся важные элементы одобрения сексуальной деятельности; генитальный характер не перегружен садистскими устремлениями, поскольку нет застоя либидо, который порождает садизм и делает Сверх-Я жестоким; социальные достижения личности не служат доказательством потенции, а доставляют естественное, не компенсирующее удовлетворение; личность воспринимает генитальное либидо и прегенитальные устремления без чувства вины; генитальный характер способен к моногамии без принуждения и вытеснения; он «приклеивается» к своему сексуальному объекту не из-за чувства вины или по моральным соображениям, а удерживает его из здорового стремления к удовольствию; его социальность основана «не на вытесненной, а на сублимированной агрессивности» и на его включенности в реальность, которую человек в состоянии критиковать и изменять; базисом генитального характера является «управляемый баланс либидо, определяемый способностью к насыщенному сексуальному переживанию»; при генитальном характере мотив, цель и действие находятся в гармонии, а сексуальная жизнь определяется основными законами биологической энергии; для него естественно испытывать радость при виде счастья других людей в любви и оставаться равнодушным к извращениям.
В отличие от генитального невротический характер является полной противоположностью ему. Его структура формируется, по мнению В. Райха, под воздействием моральных принципов и, как правило, слаба в генитальном отношении. При невротическом характере образуется такой панцирь, который стесняет, контролирует каждое действие и функционирует автоматически, не сообразуясь с внешней ситуацией. При генитальном характере тоже образуется панцирь, но не он предопределяет мышление и действия человека, а сам человек распоряжается своим панцирем.
В. Райх исходил из того, что характероанализ дает возможность вскрыть пагубные черты невротического характера, ведущие к возникновению, развитию и закреплению в жизни человека невротических реакций, и продемонстрировать необходимость формирования генитального характера, свидетельствующего о здоровом отношении человека к себе, другим людям и миру в целом. Отсюда – основная терапевтическая задача, заключающаяся «в превращении невротического характера в генитальный и в замене морального регулирования сексуально-экономическим саморегулированием».