Головной мозг тех, кто способен к творческому подходу и нестандартным решениям, действительно работает иначе, чем у остальных людей.
Результаты исследования группы специалистов из нескольких научных центров США были опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.
Авторы исследования попросили 163 добровольцев пройти классический тест на дивергентное мышление, то есть на способность находить множество решений одной и той же задачи. В частности, участникам нужно было придумать, как можно необычно, по-новому использовать привычные объекты, например обертку от жевательной резинки или носок.
В процессе выполнения заданий исследователи с помощью метода функциональной магнитно-резонансной томографии следили за функциональной связностью различных зон мозга участников, то есть наблюдали за тем, как активность в одном отделе мозга коррелирует с активностью в другом отделе. Ученые также ранжировали все выдвинутые участниками идеи по степени их оригинальности — чем более нестандартным было предложение, тем больше баллов оно набирало.
В итоге исследователям удалось выделить в головном мозге «сеть высокой креативности» — систему функциональных связей между зонами, отвечающую за генерирование оригинальных идей. Причем чем сильнее связи в этой сети, тем выше способность к нестандартному мышлению.
Зоны, входящие в «сеть высокой креативности», относятся к трем специфическим системам мозга — базовой, исполнительной и актуальной. Базовая система активизируется при спонтанном мышлении, когда человек мечтает, фантазирует, витает в облаках. Эта система играет ключевую роль при «мозговом штурме», когда надо найти несколько возможные решений проблемы. Исполнительная система активизируется, когда человеку необходимо сфокусироваться на результатах своего мышления. Эта система включается, когда необходимо оценить, насколько работоспособны идеи, выдвинутые в ходе «мозгового штурма», и модифицировать их таким образом, чтобы они приближали к цели. Актуальная система действует как переключатель между генерацией идей и оценкой их работоспособности.
При этом эти три системы в норме никогда не бывают активны одновременно. Например, если исполнительная система включена, базовая выключена и наоборот. Однако, как установили исследователи, у людей с развитыми творческими способностями мозг работает иначе — у них и базовая, и исполнительная системы могут быть активны параллельно благодаря по-иному устроенной сети нейронных связей.
Как пишет в своей статье в журнале The Conversation один из авторов исследования, когнитивный нейробиолог Роджер Бити (Roger Beaty) из Гарвардского университета, пока неясно, является ли такой характер работы мозга врожденным и неизменным, или же поддающимся развитию. К примеру, ведет ли обучение рисованию к росту числа и увеличению силы нейронных связей в зонах, относящихся к «сети высокой креативности». Ответ на этот вопрос должны дать предстоящие исследования.
Креативность может быть связана и с психическими заболеваниями
Специалисты, изучив генетический материал более чем 86 000 жителей Исландии, выявили комбинации генов, связанных с повышенным риском шизофрении и биполярных аффективных расстройств, пишет Fox News. Затем исследователи стали искать похожие генетические вариации у группы более чем из 1000 представителей национальных творческих сообществ — художников, дизайнеров, писателей, актеров, музыкантов.
Результаты показали, что люди творческих профессий на 17% чаще имели комбинации генов, связанные с нарушениями психического здоровья, чем представители других сфер деятельности. Эти данные подтвердили результаты похожих исследований, проводившихся ранее, и лишь укрепили позицию ученых: способность к творчеству всегда подразумевает способность мыслить иначе, чем большинство.
Однако не все люди с психическими отклонениями креативны.