Синдром выгорания (синдром профессионального выгорания, синдром эмоционального выгорания, синдром психического выгорания и т.д.) – термин, характеризующий состояние нарастающего эмоционального истощения, приводящее к нарушениям в сфере общения и способное повлечь за собой глубокие личностные изменения. В настоящее время лечению и профилактике синдрома выгорания уделяется повышенное внимание.
Профессия врача входит в группу высокого риска в отношении возникновения синдрома выгорания (или, правильнее, синдрома профессионального выгорания). К сожалению, студентов медицинских ВУЗов не учат тому, как диагностировать у себя синдром выгорания, как предупредить его возникновение и как от него избавляться. Поэтому врачи чаще всего или самостоятельно находит свои способы борьбы с этим тягостным состоянием, делая это интуитивно, или становятся его жертвами, лишаясь полноценной и счастливой жизни.
Данная статья еще раз поднимает вопросы о том, что же такое синдром выгорания в работе врачей, а также как и зачем с ним бороться и предупреждать его. Надеемся, этот материал будет полезен для всех практикующих врачей и сделает жизнь гармоничнее и счастливее.
Синдром выгорания: актуальность проблемы
Синдром выгорания – одна из наиболее актуальных проблем современности. По данным статистики ВОЗ, депрессивные расстройства находятся на первом месте среди психосоматических заболеваний. А основной причиной депрессий ВОЗ считает синдром хронической усталости и синдром эмоционального выгорания на работе.
Работа составляет значительную часть жизни большинства людей, причем не только во временном, но и в эмоциональном (мысли о работе, возникновение эмоций, связанных с успехами (неудачами) и пр.) и в финансовом (работа как источник дохода) аспекте. Поэтому неудивительно, что всевозможные расстройства поведения и эмоционального состояния людей могут быть связаны с работой.
В МКБ-10 можно найти следующие позиции, в той или иной мере связанные с работой:
- Z73 Проблемы, связанные с трудностями поддержания нормального обрaзa жизни.
- Z73.0 Переутомление. Состояние истощения жизненных сил.
- Z73.2 Недостaточность отдыхa и рaсслaбления.
- Z73.4 Неaдеквaтные социaльные нaвыки, не клaссифицировaнные в других рубрикaх.
- Z73.5 Конфликт, связaнный с социaльной ролью, не клaссифицировaнный в других рубрикaх.
- Z56 Проблемы, связaнные с рaботой и безрaботицей.
- Z56.3 Нaпряженное рaбочее рaсписaние.
- Z56.4 Конфликт с нaчaльником и сослуживцaми.
- Z56.5 Неподходящaя рaботa.
- Z56.6 Другое физическое и психическое нaпряжение в рaботе.
- Z56.7 Другие и неуточненные проблемы, связанные с работой.
Конечно же, такие расстройства влияют не только на способность трудиться, но на личную жизнь, и на соматическое здоровье.
Синдром выгорания – почему он часто встречается у врачей?
Синдрому выгорания (как и другим расстройствам, связанным с профессиональной деятельностью), в первую очередь подвержены представители профессий, связанных с непосредственной работой с людьми и/или высокой ответственностью за других (особенно если речь идет о жизни, здоровье и безопасности).
Между тем, работе врача присущи следующие особенности:
Работа врача по определению требует значительных эмоциональных вложений, так как связана с общением с людьми и со всеми трудностями, которые из этого проистекают (негативные эмоции, перенос, переживания, конфликты).
Работа врача требует интеллектуальных и временных вложений в учебу и постоянное последипломное образование как в рамках курсов повышения квалификации, так и самостоятельно.
Работа врача нередко связана со стрессами, ночными дежурствами, ненормированным рабочим днем.
Врачу необходим круг профессионального общения. И проблемы в отношениях с коллегами (изоляция, конфликты) врач, как правило, переживает тяжело, даже если и не осознает этого.
Люди такой сложной профессии, как врач, очень подвержены изменениям настроения и мотивации к труду при конфликтах с коллегами и затруднениями в коммуникации с руководством.
Также в работе врача есть немало трудностей, связанных с ведением отчетности, что требует затрат времени и может быть источником конфликтов с руководством.
Необходимость финансового обеспечения себя и семьи нередко входит в конфликт с профессиональными стремлениями врача.
Все эти факторы дамокловым мечом висят над головой каждого врача, угрожая ему развитием синдрома хронической усталости, влекущее за собой целый спектр психосоматических разладов. Именно поэтому синдром выгорания является нередкой проблемой данной категории работающих людей.
Синдром профессионального выгорания: определение, признаки, опасность
30 лет назад исследователь Э.Морроу образно описал синдром выгорания как «запах горящей психологической проводки». Объективно же под понятием «синдром профессионального выгорания» подразумевается развивающееся на фоне хронического стресса истощение эмоционально-энергических и личностных ресурсов работающего человека.
Впервые понятие эмоционального выгорания на работе ввел в 1974 году психолог Х.Фрейденберг, обнаружив его у работников кризисных центров и психиатрических клиник и объяснив «отрицательным воздействием профессиональной деятельности на личность в сфере человек-человек». Позже было выявлено, что выгорание присуще представителям множества профессий, и при этом его признаки во всех случаях практически одинаковы. Поэтому постепенно эмоциональное выгорание на работе стало называться синдромом профессионального выгорания. Или просто синдромом выгорания.
Признаки синдрома выгорания:
- Нежелание идти на работу.
- Чувство усталости.
- Раздражительность, раздражительная слабость.
- Конфликты на работе.
- Обидчивость.
- Снижение инициативности.
- Чувство одиночества и разочарования.
- Возможны расстройства сна, аппетита, головные боли.
Безусловно, только на основании перечисленных симптомов диагностировать синдром выгорания невозможно – для этого разработаны специальные тесты, многие из которых можно найти в интернете и книгах по психодиагностике. В частности, вопросами психологии труда (и, соответственно, проблемой выгорания) занимался российский ученый Е.Климов. Есть и авторский тест-опросник В.Бойко, который позволяет определить эмоциональное выгорание. Он довольно громоздкий, и требует определенных временных затрат для выполнения, но возможность своевременно выявить такую серьезную проблему как синдром выгорания стоит всех усилий!
Синдром выгорания особенно опасен тем, что на фоне нарастающих проблем человек (даже врач!), вместо того, чтобы начать анализировать проблему и решать ее, замыкается в себе, бездействует, отдаляется от людей, чем еще больше усугубляет болезненное состояние.
Синдром «эмоционального выгорания» среди врачей различных специальностей в России и за рубежом
Силкина А.А., Саншокова М.К., Сергеева Е.С.
Профессия врача - одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача - жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.
Профессия врача - одна из самых благородных, гуманных и необходимых профессий в мире, но в тоже время одна из самых трудных, ведь в руках врача - жизни людей. Вопрос подготовки квалифицированных медицинских кадров актуален и ему уделяется большое внимание в современном здравоохранении.
Психологическая подготовка студентов играет немаловажную роль в развитии врача как специалиста. Важно, чтобы студент медицинского вуза уже с первого курса понимал трудности будущей профессии, с которыми ему придется сталкиваться ежедневно.
Проблема эмоционального выгорания врачей актуальна на современном этапе развития медицины. Популярность исследования данного вопроса стремительно увеличивается в связи с тем, что значительное количество высококвалифицированных врачей имеют низкую стрессоустойчивость и подвержены эмоциональному выгоранию. Проведение мер направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, позволит препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей.
Синдром «эмоционального (или психического) выгорания» (СЭВ) определяют как состояние физического, эмоционального и умственного истощения, включающее развитие отрицательной самооценки, негативного отношения к работе, утрату сочувствия, сострадания и понимания по отношению к пациентам и их близким.
Клинические проявления профессионального стресса, по определению К. Маслач и С. Джексона, как правило, в структуре включают следующие компоненты:
- собственно эмоциональную истощённость, заключающуюся в «уплощённости» эмоционального фона с некоторым преобладанием негативных эмоций, в сочетании с болезненным ощущением затруднённости переживания ярких эмоций. Такое состояние человек субъективно напрямую связывается с собственной работой.
- цинизм — холодное, бесчувственное, негуманное отношение к пациенту, усмотрение в нём не живого человека, а лишь «организма», объекта действий.
- редукция профессиональных достижений — обесценивание своего профессионального опыта, чувство собственной некомпетентности, профессионального неуспеха, отсутствия перспектив.
В начале развития СЭВ наблюдается длительное нервное напряжение, повышенная тревожность человека. Далее на этом фоне присоединяются неадекватные избирательные эмоциональные реакции, невыполнение профессиональных обязанностей. В последующем наблюдается падение общего энергетического тонуса и ослаблением нервной системы.
При выполнении работы в стрессовой обстановке наступает мобилизация внутренних ресурсов, что может вызвать острые нарушения или поздние последствия. Согласно данным исследования возникновения и развития стресса канадского физиолога Х. Силье на протяжении 3х первых лет воздействия факторов стресса число острых состояний и реакций возрастает, а затем приобретает хронический характер.
В работе Бабанова С.А. выделены 3 типа работников, которым угрожает синдром выгорания:
-педантичный, характеризуется добросовестностью, излишней аккуратностью, стремлением добиться образцового порядка;
- демонстративный – тип, стремящийся первенствовать во всем, всегда быть на виду;
-эмоциональный, включающий впечатлительных и чувствительных людей.
Впервые термин «синдром выгорания сотрудников» для описания психологического состояния был использован американским психиатром Х. Фрунденбергера в 1974 году. Им у волонтеров службы психического здоровья были выявлены разочарования в работе, эмоциональное и психическое истощения, которые определили как «поражение, истощение, износ, происходящий в человеке вследствие завышенных требований к собственным ресурсам и силам». Данный вопрос вызвал высокую заинтересованность и стал изучаться у работников социальных профессий, таких как медицинские работники, учителя и других представителей социальной структуры.
Одно из крупнейших исследований синдрома выгорания среди врачей выполнено в Финляндии. В исследовании приняли участие 2671 врач. В результате, все специалисты были подразделены на «специалистов с высоким уровнем выгорания» и «специалистов с низким уровнем выгорания». Психиатры были отнесены к группе с «высоким уровнем выгорания». Самые высокие показатели были выявлены у мужчин, которые специализировались в области детской психиатрии. Существенную роль сыграло место работы: работники частных клиник, сотрудники научно-исследовательских институтов и других общественных организаций были значительно менее подвержены выгоранию по сравнению с работниками государственных медицинских учреждений.
Факт, что специалисты сферы психического здоровья, работающие с пациентами стационара, более часто подвергаются синдрому выгорания, чем работники амбулаторного звена подтверждается и в других исследованиях.
В 1991 г. в Южной Австралии выполнено исследование 966 врачей общей практики на предмет профессионального стресса. Результаты показали, что 1/3 врачей отмечает у себя высокий уровень профессионального стресса, коррелирующий с возрастом, полом и отношением к работе.
Высокий уровень эмоционального истощения наблюдается среди врачей в области неотложной помощи, реаниматологии и анестезиологии, и встречается преимущественно у женщин, не состоящих в браке.
Нетрудоспособность медицинских работников почти в половине случаев связана со стрессом. Обследованы врачи общей практики, среди которых высокий уровень тревоги был выявлен в 41 % случаев, а клинически выраженная депрессия - в 26 % случаев.
Доказано, что уровень рабочего стресса и депрессий связаны со страной и местом работы, семейным положением и полом. У врачей из Великобритании уровень рабочего стресса выше, чем у врачей США, в тоже время у врачей США отмечается более высокий уровень депрессии по сравнению с врачами Австралии и Великобритании.
В российской научной литературе существует немало публикаций, касающихся данной проблемы.
По данным исследований Д.А. Марченко-Тябут и А.А. Головач наиболее неблагоприятная картина при изучении эмоционального выгорания наблюдается у врачей терапевтов. Данная проблема связана со спецификой работы, дефицитом времени в условиях амбулаторного приема, длительным контактом с больными и их семьями, возможным различным исходом заболевания.
Определена различная устойчивость к данному синдрому в зависимости от возраста и стажа работы. Среди хирургов в возрасте 37-40 лет со стажем работы 13-16 лет были диагностированы умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, однако не выявлено изменений этих характеристик в зависимости от пола и количества дежурств. У врачей акушеров-гинекологов со средним стажем 10-12 лет и со средним возрастом 33-35, так же выявлены умеренные уровни реактивной и высокие уровни личностной тревожности, но при этом уровень реактивной тревожности выше, а уровень личностной тревожности несколько ниже у женщин, чем у мужчин.
Результаты исследования по оценке взаимосвязей между субъективным отношением врачей к ситуациям профессионального взаимодействия и оценкой степени влияния рабочих проблем на эмоциональное выгорание приводятся в диссертации Рыбиной О.В.. В исследовании принимали участие врачи психиатры, хирурги и гинекологи различного возраста и пола. В результате выяснилось, что «профессиональный стресс» у врачей со стажем работы свыше 15 лет выше показателя у врачей, чей стаж менее 15 лет, а также субъективная оценка эмоционального дискомфорта последних не соответствует объективной выраженности «профессионального стресса». Помимо этого, отмечается, что интенсивность профессионального стресса у врачей-психиатров значимо выше, чем у хирургов. Кроме того, определено, что принадлежность к женскому полу является фактором риска профессионального стресса у врачей.
Анализ течения различных фаз СЭВ у врачей в зависимости от специальности показан в работе И.А. Бердяевой и Л.Н. Войт [13]. Самые высокие показатели выраженности фаз СЭВ наблюдаются в группе врачей-онкологов. Кроме того, эта группа лидирует в общем количестве симптомов каждой фазы. На втором месте находятся врачи-психиатры.
Достаточно часто эмоциональное выгорание встречается у врачей-стоматологов.
В работах профессора Л.М. Юрьевой отмечается, что выгорание может потенцировать суицидальное поведение [6]. Наибольшую склонность к суициду имеют врачи-психиатры. Психиатр И.А. Сикорский писал, что частота суицидов среди врачей в 21 раз выше, чем в популяции населения.
Одно из первых мест по риску возникновения синдрома эмоционального выгорания занимает профессия медицинской сестры. Их работа предполагает ежедневное тесное общение с людьми, страдающими различными недугами, требующими повышенной заботы и внимания. В таких условиях средний медперсонал испытывает повышенное эмоциональное напряжение. Синдром профессионального выгорания у медсестер, наступает быстрее, чем у врачей, в среднем на 5–9 лет.
В Республике Северная Осетия было проведено исследование среди врачей и медицинских сестер отделения анестезиологии, при котором выявлены различия в развитии и выраженности синдрома выгорания у врачей и медсестер. Более высокий процент лиц с максимально выраженной степенью выгорания определяется среди врачей, соответственно 33 % и 26 % среди медсестер от общего числа.
Авторами в ходе исследований применялись различные методы, нами выделены основные методики, которые используются для определения СЭВ:
1. Опросник на «выгорание» по К.Маслач и С.Джексон. Включает шкалы по определению эмоционального истощения, деперсонализации и редукции личных достижений. Используется для измерения степени выгорания в профессиях типа «человек-человек». Применяется также в версии, адаптированной Н.Е. Водопьяновой.
2. Методика В.В. Бойко “Исследование эмоционального выгорания», является одной из наиболее информативных. Предназначена для измерения уровня проявления эмоционального выгорания.
3. Шкала организационного стресса по Маклин. Измеряет восприимчивость человека к организационному стрессу, связанную с недостаточным умением общаться, принимать ценности других людей, адекватно оценивать ситуацию без ущерба для своего здоровья и работоспособности, негибкостью поведения и пассивностью по отношению к активным формам отдыха и восстановления жизненных сил.
4. В США, Канаде, Японии для выявления «работоголизма» широко используется вопросник Б. Киллинджер.
5. Цветовой тест Люшера. Тест основан на бессознательном выборе цвета, что определяет каков человек на самом деле, а не каким он себя представляет или хочет казаться.
6. Личностный опросник Р. Кеттелла. Позволяет выяснить особенности характера, склонности и интересы личности.
7. Методика Е.П. Ильина «Ауто- и гетероагрессия»для определения направленности агрессии на себя или других людей.
8. Методика Е.П.Ильина и П.А.Ковалева «Личностная агрессивность и конфликтность». Используется для выявления склонности субъекта к конфликтности и агрессивности как личностным характеристикам.
В результате детального анализа литературы по заявленной теме нами были сделаны следующие выводы:
1. Врачи и другие работники медицинской сферы находятся в особой группе риска в отношении развития синдрома эмоционального выгорания.
2. Проявление СЭВ напрямую связано со следующими параметрами:
- полом (как правило, женщины-хирурги более подвержены СЭВ, чем мужчины-хирурги, а у мужчин-гинекологов данный синдром встречается чаще, чем у женщин данной профессии);
- видом деятельности (более подвержены хирурги, терапевты, акушер-гинекологи, психиатры);
- стажем работы (у врачей со стажем работы более 15 лет СЭВ проявляется чаще, чем у работников со стажем менее 15 лет);
- занимаемой должностью и удовлетворенность ею (соответствие должности человека его личностным запросам и представлениям);
- количеством времени, уделяемым работе (например, количество дежурств);
- уровнем личностной тревожности;
- уровнем эмоциональной стрессоустойчивости;
- межличностными отношениями в коллективе;
- типом лечебно-профилактической организации (чаще страдают СЭВ работники государственных медицинских учреждений, сотрудники стационара);
- наличием брака (врачи женщины таких специальностей, как реаниматолог, анестезиолог, нарколог, не состоящие в браке, больше подвержены выгоранию, чем их замужние коллеги);
- состоянием климата в семье.
3. Наиболее подвержены СЭВ специалисты таких специальностей, как: психиатры, врачи-онкологи, медицинские сестры, врачи хирургического профиля, анестезиологи-реаниматологи, стоматологи.
4. Прохождение специальных тренингов и тестов, как во время обучения, так и в процессе дальнейшей работы, направленных на развитие эмоциональной и психологической стрессоустойчивости, позволят препятствовать формированию «синдрома эмоционального выгорания», часто встречающегося у врачей, послужат предупреждением заболеваний нервной системы и психических расстройств.
Профилактика синдрома профессионального выгорания врачей
Акарачкова Е.С., д. м. н., ведущий научный сотрудник НИО неврологии ГБОУ ВПО Первый МГМУ им. И.М. Сеченова, президент международного общества «Стресс под контролем»
Повседневная работа врача требует эмоционально напряженного общения с пациентами. Это мощный фактор, который предрасполагает к формированию у него хронического стресса с последующим профессиональным выгоранием , которое отражает имеющийся профессиональный кризис, связанный с работой в целом, а не только с межличностными взаимоотношениями в процессе нее.
Термин «эмоциональное выгорание» ввел в 1974 году американский психиатр X. Дж. Фрейденбергер для характеристики психологического состояния здоровых людей, находящихся в интенсивном и тесном общении с клиентами в эмоционально нагруженной атмосфере при оказании профессиональной помощи.
Часто профессиональное выгорание проявляется физической слабостью и снижением работоспособности. Эмоциональное истощение может быть единственным кардинальным симптомом выгорания. Наибольшему риску подвергаются люди «помогающих» профессий, которые находятся под психологическим давлением со стороны факторов своей работы, и те, которые имеют ограниченную поддержку. В этом отношении профессию медицинского работника можно считать одной из самых уязвимых.
Врач с синдромом профессионального выгорания уже сам может предъявлять жалобы на физическое, эмоциональное или мотивационное истощение. Симптоматика объективна: нарушения продуктивности в работе, быстрая усталость, бессонница, повышенная подверженность соматическим заболеваниям. В ряде случаев, осознавая проблему, врачи каким-то образом пытаются сами найти выход из создавшегося положения. Иногда они просто бегут от сложившейся ситуации, в частности может иметь место употребление алкоголя или других психоактивных средств с целью получить временное облегчение, что имеет тенденцию к развитию физиологической зависимости и даже суицидального поведения.
Как показывают данные зарубежной статистики, число самоубийц среди врачей составляет от 28 до 40 на 100 тыс. человек. Особенно уязвимы врачи-женщины. Среди них число самоубийств в 4 раза больше, чем среди женщин в целом. Среди врачей-мужчин – в 2 раза. Естественно, что такое положение врача неудовлетворительно сказывается не только на нем самом, но и на пациенте, которого он лечит.
Первое исследование по теме эмоционального выгорания опубликовано в 1976 году. Его автор, К. Маслач, определила «эмоциональное выгорание» как дезадаптированность к рабочему месту из-за большой рабочей нагрузки и неадекватных межличностных отношений. Это состояние характеризуется чрезмерной тратой психической энергии, психосоматической усталостью и эмоциональным истощением и, как следствие, повышенной раздражительностью, снижением самооценки, расстройством сна и иногда соматическими реакциями. В 1981 году К. Маслач уточнила свое описание, определив этот феномен как особое состояние, включающее чувство эмоционального истощения, изнеможения; симптомы дегуманизации, деперсонализации; негативное самовосприятие, а в профессиональном плане – снижение или утрату профессионализма.
Синдром профессионального выгорания представлен в трех типах проявлений:
- Эмоциональное истощение – чувство эмоциональной опустошенности и усталости, вызванное собственной работой.
- Деперсонализация – циничное, безразличное отношение к труду и объектам своего труда.
- Редукция профессиональных достижений – возникновение чувства некомпетентности в своей профессиональной сфере, осознание неуспеха в ней.
Фрагментирующие, редукционистские, смещающие и отчуждающие ситуации приводят к оборонительному поведению, особенно к отрицанию, изоляции и сублимации, которые проявляются как избегание и подкрепляются образом героической персоны, пытающейся спасти другого от страданий, не жалея никаких усилий, тем самым жертвуя собственным здоровьем. Это приводит к отказу от жизни вне этой роли. Деперсонализация (обезличивание) посредством самоотречения (отраженная в пренебрежении к самообслуживанию), скрывающая дистресс при столкновении с напряженными ситуациями, трансформируется в героические импульсы, которые приводят работников к самоотречению, нанося значительный ущерб семейной и общественной жизни.
Выгорание можно приравнять к дистрессу (тревога, депрессия, враждебность, гнев) в его крайнем проявлении. Это уже третья стадия общего синдрома адаптации – стадия истощения. Выгорание – не просто результат стресса, а следствие неуправляемого стресса.
К основным симптомам неуправляемого стресса относятся:
- Усталость, утомление, истощение после активной профессиональной деятельности.
- Соматические проблемы (колебания артериального давления, головные боли, заболевания пищеварительной и сердечно-сосудистой систем, неврологические расстройства, бессонница и другие проявления психовегетативного синдрома).
- Появление негативного отношения к пациентам (вместо имевшихся ранее позитивных взаимоотношений).
- Отрицательная настроенность к выполняемой деятельности.
- Агрессивные тенденции (гнев и раздражительность по отношению к коллегам и пациентам).
- Негативное отношение к себе.
- Тревожные состояния, пессимистическая настроенность, депрессия, ощущение бессмысленности происходящих событий, чувство вины.
В современной литературе выделяют до 100 симптомов, характеризующих профессиональное выгорание.
Физические и психологические симптомы достигают высшей точки при истощении. При этом имеющиеся нарушения сна, недостаточное количество часов отдыха, а также неправильное питание не дают возможность восстановиться. Усталость может иметь пагубные последствия для различных систем организма, что приводит к многочисленным изменениям функций, которые, в свою очередь, приводят к снижению производительности на работе, ряду психологических, семейных и социальных проблем.
Главной причиной синдрома профессионального выгорания считается психологическое, душевное переутомление. Когда требования (внутренние и внешние) длительное время преобладают над ресурсами (внутренними и внешними), у человека нарушается состояние равновесия, которое неизбежно приводит к этому синдрому.
Проблема профессионального выгорания характерна не только для врачей, но и для среднего медперсонала. В исследовании, проведенном среди медсестер, было показано, что у 55,4% была склонность к синдрому выгорания, а также к проблемам со здоровьем, связанным с работой и эмоциональными жалобами.
При анализе социально-демографического профиля работников здравоохранения выявляются некоторые факторы, которые могут быть связаны со стрессом, например, большинство женщин замужние и имеют детей (а некоторые разведены), что само по себе представляет двойную нагрузку на человека. Женщины вообще оказываются особенно склонны к проблемам, связанным с профессиональным стрессом. Среди других факторов также выделяют преодоление финансовых, физических или эмоциональных трудностей.
Эпидемиологическая ситуация нынешнего года показала, что в условиях пандемии коронавирусной инфекции медицинские работники оказались наиболее уязвимой категорией населения по риску развития профессионального выгорания из-за чрезмерной рабочей нагрузки, опасности физического истощения, формирования страха, эмоциональных расстройств и проблем со сном. Медицинские работники, занимающиеся прямой диагностикой, лечением и уходом за пациентами с COVID-19, имеют более высокий риск:
- депрессии (ОШ, 1,52; 95% ДИ, 1,11-2,09; Р = 0,01),
- тревоги (ОШ 1,57; 95% ДИ 1,22-2,02; Р <0,001),
- бессонницы (ОШ 2,97; 95% ДИ 1,92-4,60; Р <0,001),
- дистресса (ОШ 1,60; 95% ДИ 1,25 -2,04; Р <0,001).
Один из путей контроля и преодоления стресса – это необходимость заботы о себе (самоуход), что помогает расслабиться и отдохнуть и, в конечном итоге, приводит к более высокой производительности труда. В медицинских учреждениях специалисты заботятся о пациентах, беспокоятся об их реабилитации, стремятся предотвратить проблемы со здоровьем своих пациентов и обеспечить их безопасность, но парадоксальным образом пренебрегают собой и собственным здоровьем.11 Пренебрежение к себе и собственному телу, к самоуходу, по-видимому, обусловлено нехваткой времени для организации правильного питания, физического и эстетического поведения, а также меньшим временем на себя из-за работы.
Считается общепринятым и нормальным, что медработники не позволяют себе выделять время и создавать условия, при которых возможно было бы за собой ухаживать. Это создает ситуацию отчуждения, которая воспринимается как абсолютно «естественная» и является якобы частью их профессионального выбора, она восходит к историческим описаниям самоотречения. Все более требовательный и выборочный рынок труда, не имеющий тенденций к улучшению условий работы или повышению заработной платы, также побуждает профессионала повысить свою самоотверженность и целеустремленность, что сокращает время для личной жизни и ухода за собой. Поэтому такие работники, как правило, находятся в некомфортном состоянии в результате неспособности выполнить возложенную на них работу: из-за ее чрезмерного объема и ограниченного временного отрезка. Когда человек начинает это осознавать, то у него возникает чувство раздражения и разочарования, что вынуждает его чувствовать себя стесненным внешними факторами и отдаляет от личных и профессиональных идеалов.
К профессиональному выгоранию особенно склонны люди, испытывающие постоянный внутриличностный конфликт в связи с работой. Чаще всего (как в России, так и за рубежом) это женщины, переживающие внутреннее противоречие между работой и семьей, а также «прессинг» в связи с необходимостью постоянно доказывать свои профессиональные возможности в условиях жесткой конкуренции с мужчинами.
Таким образом, стресс у работников здравоохранения оказывает негативное влияние на их профессиональную деятельность. И в первую очередь это связано с ошибками при назначении терапии (в назначении лекарственных средств, их дозировках, способах введения). Контроль уровня стресса и напряжения у врачей необходимы не только для сохранения их собственного здоровья и благополучия, но и для обеспечения качества медицинской помощи и безопасности для пациента.
В последние годы в разных странах мира остро стоит вопрос необходимости разработки системы поощрения медиков к принятию ими более здорового образа жизни. Это позволит защитить от стресса, вызванного требованиями работы в медицинских структурах.
Мы в свою очередь сформулировали несколько простых базовых правил, позволяющих снизить уровень стресса у врача, связанного с работой, и увеличить его стрессоустойчивость. Для профилактики и уменьшения риска профессионального выгорания врачу (медработнику) можно предложить
«Десять шагов, чтобы оставаться здоровым»:
- Постарайтесь «дистанцировать» себя от занимаемой должности.
- Не драматизируйте события и не возводите свои деловые задачи в ранг мирового значения.
- Устраивайте свой досуг: ходите в кино, театры и на выставки, какими бы уставшими вы не были. Это дает возможность получения новой приятной информации, отвлечения от рабочей ситуации.
- Вечером старайтесь не решать рабочих проблем. Вечер – ваше время, которое вы можете потратить на себя и свою семью.
- Не пренебрегайте выходными днями в угоду работе.
- Больше общайтесь с людьми, которые не связаны с вами узами деловых отношений.
- Занимайтесь физкультурой, это поможет снять негативное напряжение.
- Пейте много воды и ешьте регулярно здоровую пищу, что обеспечит организм необходимыми нутриентами для восстановления.
- Дышите правильно, используйте регулярно методики аутотренинга: глубокое дыхание и релаксационные практики – способы, которые повысят вашу стрессоустойчивость.
- Всегда выделяйте время на полноценный сон.
Как врачам бороться с эмоциональным выгоранием?
Пандемия показала, что нагрузка на врачей огромная, в том числе психологическая. Наталья Бехтерева, руководитель направления коучинга биотехнологической компании BIOCAD, на международном форуме «Врачи будущего» рассказала о главном факторе, влияющем на стабильное психологическое состояние врача, и дала совет, как перезаряжать батарейки.
Синдром эмоционального выгорания – эмоциональное, психическое и физическое истощение организма, которое возникает, когда человек игнорирует собственные важные потребности. У такого человека нарушен баланс «давать и брать», а также социальная иерархия и зоны ответственности.
Чаще всего у врачей это истощение возникает из-за несоответствия ожиданий и реальности - не достигается необходимый результат лечения пациента. При этом на успешное выздоровление в большой степени влияет коммуникация между врачом и пациентом, а также между врачом и его коллегами, хотя большинство врачей не уделяет должного внимания формированию навыков коммуникации и командного взаимодействия.
Считается, что 76% врачебных решений может быть сделано без коммуникации с пациентом, только на основе данных медицинских документов. При этом статистика показывает, что 25% пациентов не выполняют предписания, потому что плохо поняли врача. Среди этих людей пациенты с хроническими заболеваниями, наблюдающиеся постоянно. В дальнейшем такое недопонимание сказывается на качестве лечения пациента, в том числе на невозможность самонаблюдения, и влияет на его жизнь в целом.
Неэффективное командное общение, когда медицинская бригада находится в состоянии стресса или нечетко коммуницирует, является основной причиной 66% медицинских ошибок и 60% серьезных нежелательных явлений.
Нарушение коммуникации происходит на всех этапах врачебного пути - между врачами и их пациентами, а также между врачами, средним и младшим медицинским персоналом и немедицинскими сотрудниками.
Барьеры эффективной коммуникации:
- Нехватка времени/высокое давление
- Отвлекающие факторы
- Физическая планировка смотрового кабинета (иногда в одном кабинете ведется несколько приемов)
- Многочисленные жалобы/проблемы пациентов,
- Ограниченная медицинская грамотность пациентов
- Языковые барьеры
- Физическое состояние пациента
Удовлетворенность пациентов зависит как от поведения врача – его подхода к решению проблемы, так и от эмоционального состояния. От первичного контакта зависит, насколько успешно будет лечение пациента, обратится ли он к врачу повторно, будет ли успешно его лечение. В дальнейшем это влияет на внутреннюю картину болезни пациента – все то, что испытывает и переживает больной, его общее самочувствие, представление о своей болезни и ее причинах.
Для улучшения коммуникации врачу необходимо не только понятно объяснять причины возникновения болезни и способы ее лечения, но и проявлять внимание к пациенту, которое включает в себя понимание точки зрения пациента, удовлетворение потребности в информации и понимании, серьезное отношение к мнению пациента и его ситуации, а также желание партнерства в управлении состоянием. Важно принимать решения совместно и разъяснять соответствующие роли врача и пациента. При этом при донесении информации врачу необходимо просто и конкретно выражать мысли, повторять и уточнять понимание сказанного пациентом.
Когда улучшаются навыки коммуникации, снижается риск выгорания. Коммуникация – не просто правильная борьба с эмоциональным выгоранием, это профилактика стресса и тревоги. Когда врачи учатся правильной коммуникации, они не просто вкручивают новую лампочку, они заменяют ее на энергосберегающую.
Здоровья вам! Взаимопонимания между врачом и пациентом! Будьте терпимы друг к другу в это непростое время!