Дети могут реагировать на бедствия, включая болезнь, по-разному:
• Когнитивная реакция — может быть любой в пределах от сверхпринятия до отрицания с флуктуацией во времени. При сверхпринятии ребёнок может позволить болезни овладеть своими мыслями, что приводит к высокой тревожности по поводу малейшего симптома. При отрицании симптомов предупреждающие знаки могут игнорироваться и ребёнок не придерживается лечения.
• Эмоциональная реакция — на диагноз заболевания и иногда на рецидив может иметь сходство с реакцией тяжёлой утраты или потери, с шоком, отрицанием, гневом, за которыми следуют принятие и смирение. Такие реакции на серьёзное заболевание являются нормальными, когда ребёнок последовательно проходит эти стадии.
• Поведенческая реакция — маленькие дети при стрессе склонны к регрессу и ведут себя как младшие по возрасту, чем есть на самом деле. Ребёнок раннего возраста может стать сверхактивным или привязчивым и обнаруживать трудности со сном и питанием. Регрессивные реакции у старших детей главным образом проявляются в виде проблем с отправлениями, успеваемостью и взаимоотношениями со сверстниками.
• Соматическая реакция — может включать выражение беспокойства и дистресса через реакцию организма, такую как преходящая абдоминальная боль.
Дети, страдающие хроническим или серьёзным заболеванием, уязвимы к проблемам психического здоровья. К этому имеют отношение несколько факторов.
• Природа заболевания — включает тяжесть, хронический характер, наличие постоянного дискомфорта и требует лечения. Дети с неврологическими расстройствами, затрагивающими мозг, например, эпилепсией, имеют повышенный риск.
• Стадия заболевания — например, диагноз, нарушения, сигнализирующие о необходимости лечения или помещения в больницу.
• Возраст ребёнка — в младенчестве болезнь может воздействовать на привязанность и основные вехи развития, такие как автономия и передвижение. В возрасте старше 5 лет большему влиянию подвержены прогресс в обучении, спортивные занятия и достижения. В отрочестве главными вопросами становятся социальная адаптация, самоидентификация, независимость от семьи и нежелание лечиться.
Продолжительная разлука с родителями вследствие болезни действует особенно негативно в возрасте между 6 мес и 3 годами.
• Личностные черты — ребёнок, который лучше адаптируется к новым ситуациям, будет чувствовать себя лучше. И наоборот, ребёнок, которого с раннего возраста было трудно успокоить, будет чувствовать себя хуже.
• Интеллектуальные способности — яркие дети в целом справляются лучше.
• Семейные факторы — болезнь может иметь разрушительное влияние на семью, и семейные трудности могут делать адаптацию к заболеванию более тяжёлой.
Реакции детей на болезнь или психическую травму:
• Сверхпринятие или отказ принять ситуацию.
• Последовательность шока, отрицания, гнева, за которыми следует принятие и смирение.
• Регрессия поведения.
• Соматические симптомы.
Семейные отношения для большинства детей являются источником их наиболее сильных эмоций. Соответственно, родители имеют влияние большее, чем кто-либо ещё, на детское социальное научение и поведение. Из этого следует, что семьи вообще представляют самый сильный фактор окружающей среды в отношении психического здоровья ребёнка.
Они не всемогущи, поскольку предрасположенность к определённым эмоциональным и поведенческим проблемам детского возраста может быть наследственной, однако в зависимости от влияния семьи нарушение может проявиться или не проявиться открыто. Не все расстройства происходят из-за семейных разногласий: гиперкинетическое расстройство, тики и аутизм возникают независимо от них.
Тем не менее негенетический вклад семейных взаимодействий в эмоциональные и поведенческие расстройства часто существенный, и механизмы, по которым в них формируются расстройства, различны. Некоторые из известных факторов риска таковы:
• гневный раздор между членами семьи;
• плохое психическое здоровье родителей, особенно материнская депрессия;
• развод и тяжёлая утрата;
• вторгающаяся сверхпротекция;
• недостаток родительской власти;
• физическое и сексуальное насилие;
• эмоциональное отторжение или беспрестанная критика;
• использование насилия, запугивания, угроз покинуть или вызывание чувства чрезмерной вины как дисциплинарные меры;
• насмешки или унижение ребёнка;
• непоследовательное, непредсказуемое требование дисциплины;
• использование ребёнка для удовлетворения непомерных личных эмоциональных потребностей родителя;
• ответственность или ожидания, не соответствующие уровню зрелости ребёнка.
Многое из этого может усугубляться трудным и не поощряемым родителями характером самого ребёнка, который создаёт тяжёлую обстановку для себя. Нельзя винить только родителей в возникновении проблем у их ребёнка без того, чтобы исследовать, каков вклад в ситуацию его самого.
Реакции на развод родителей
I. Дошкольный возраст:
• Страх быть покинутым:
- Усиленная привязчивость под угрозой разлуки.
- Нарушения сна.
- Плаксивость, раздражительность и капризность.
- Бессвязная игра.
II. Средний детский возраст:
• Несчастье от потери родителя, неутолимое желание восстановления семьи.
• Самообвинение — в младшей возрастной группе (6-8 лет).
• Гневное обвинение одного родителя за развод — в старшей возрастной группе (9-12 лет).
• Конфликты лояльности.
• Тревога и ревность по отношению к новым партнёрам родителей.
• Снижение успеваемости.
III. Отрочество:
• Широкий спектр реакций.
• Различные попытки уладить ситуацию:
- отстранение от семьи;
- быстрое взросление;
- моральный идеализм;
- критика родителей.
• Снижение успеваемости.
• Депрессия (у некоторых).
Приспособительные задачи, встающие перед детьми разведённых родителей:
• Признание разъединения родителей.
• Обретение чувства перспективы в жизнедеятельности.
• Совладание с чувством потери и отверженности.
• Прощение родителей за разделение.
• Принятие необратимости развода, отказ от желания, чтобы семья была по-прежнему целостной.
• Обретение способности вступить в новые эмоциональные отношения.
Неприятности также могут приходить извне. Опыт взаимодействия с другими детьми всё больше признаётся высокозначимым для психологического развития. Известной психотравмой является травля — специфический вид отрицания сверстниками, при котором ребёнок активно преследуется другими. Быть просто оставленным в стороне (по сравнению с тем, чтобы быть изгнанным) гораздо менее пагубно. И наоборот, наличие некоторого количества устойчивых, качественных связей со сверстниками будет хорошим прогнозом при эмоциональной или поведенческой проблеме, возникшей вследствие влияний окружающей среды.
О семейных разногласиях и детях:
• Семья оказывает наиболее сильное влияние на психическое здоровье ребёнка.
• Многие, но не все проблемы с психическим здоровьем происходят из-за неприятностей в семье.
• Личность ребёнка и психотравмы за пределами семьи, например, травля, могут ухудшать ситуацию.