Как слон в посудной лавке! Как корова на льду! Руки-крюки! Cколько обидных фраз приходится выслушивать нашим детям. И, как результат, ребенок отказывается выполнять даже простые задания, связанные с движениями. Почему так происходит? Может, причина кроется в загадочном слове «диспраксия»?
Малоизвестный диагноз – диспраксия – предполагает нарушение координации движений у детей с нормальным мышечным тонусом. И при этом интеллектуальное развитие малышей в некоторых случаях даже опережает возрастную норму. И все же расстройство нервной системы влияет на способность ребенка выполнять движения.
Разные типы диспраксии
Выделяют несколько типов диспраксии.
- Вербальная. Страдает координация артикуляционных движений. Малышу не удается произносить отдельные звуки, слоги, слова, построить фразу.
- Моторная. Нарушена координация движений при выполнении привычных действий: одевание и раздевание, шнуровка ботинок, удержание ложки, игра, прыжки, бег, выбор «правый – левый» и др.
- Офтальмологическая. Выявляется чаще всего в школьном возрасте. Ребенок неспособен управлять глазодвигательными мышцами. Взгляд «блуждает» по странице независимо от его воли. Как следствие – стойкая неуспеваемость в чтении (дислексия) и письме (дисграфия).
Диспраксия у самых маленьких
У каждого возраста свои признаки диспраксии. В раннем возрасте это трудности при сосании и глотании, манипуляциях с предметами. Крохе сложно взять и удержать игрушку, дотронуться до лица мамы – ребенок словно промахивается. Малышу не удается фиксировать взгляд и следить глазами за чем-то интересным. Важный показатель – замедление темпов физического развития. Ребенок позже самостоятельно садится, пропускает положенные сроки освоения ходьбы, долго не решается отпустить опору и отказаться от балансировочных движений – руки широко расставлены, как у канатоходца.
И еще. Гуление, лепет дошкольника с диспраксией тоже отличаются от нормы, карапузу сложнее копировать движения губ взрослых. Он растет более осторожным и пугливым, чем сверстники.
Диагностика диспраксии вызывает определенные сложности, поскольку это нарушение часто маскируется другими проявлениями. Особенно в старшем возрасте, когда ребенок пытается сознательно скрыть трудности: избегает ситуаций, в которых необходимо проявлять физические навыки, не участвует в коллективных играх, танцах, симулирует различные заболевания. Иногда дети начинают паясничать, кривляться, чтобы их трудности выглядели как преднамеренное шутовство: я споткнулся специально, чтобы всех насмешить!
Диспраксия у подросших детей
В дошкольном возрасте кроха также не обнаруживает больших проблем с работой опорно-двигательного аппарата, зрением, слухом, интеллектуальным и психическим развитием, не имеет неврологических диагнозов. Но ему нелегко одеваться и раздеваться, застегивать пуговицы, молнии, шнуровать ботинки. Малыш чаще пачкается во время еды, путает правый-левый, долго не определяется с ведущей рукой, ногой (правша или левша?), не может освоить беговел, самокат и особенно велосипед. Кроха плохо рисует, конструирует, лепит, работает с ножницами, составляет пазлы. Начиная говорить, ребенок «глотает» звуки, слоги. При беге, быстрой ходьбе, движении по прямой линии, в командных играх часто спотыкается «на ровном месте», роняет инвентарь, сталкивается с другими детьми. Получается, что он «всем только мешает». Особенно трудно ребенку выполнять цепочку последовательных действий: достать из коробки карандаш, отнести его на стол, где лежит пенал, положить карандаш в пенал. Малыш плохо ориентируется в пространстве, часто теряет вещи, медленно осваивает чтение и письмо. Родные сетуют на его медлительность, робость или, наоборот, чрезмерную активность и даже агрессивность при попытке удержаться в игре любым способом.
И еще. Без психологических проблем дело не обходится. Неудачи и замечания наводят на мысли о неуспешности, к несоответствиям ожиданиям близких, трудностям в общении с другими детьми, избыточному упрямству.
Идем в школу
В школьном возрасте многие трудности сохраняются, а некоторые даже увеличиваются в масштабах. А на их фоне и психологические проблемы. Самооценка снижается/падает, появляется острая реакция на любую критику. Насмешки одноклассников и неумение попросить помощи у учителя при выполнении заданий могут довести ребенка до депрессии и пропуска уроков, а также вызвать агрессию и истерику. Иногда, желая заработать статус «как все», ребенок совершает опасные поступки. Очень часто он застревает в позиции «забавный увалень» или «хамоватый клоун».
И еще. Недиагностированная диспраксия может существенно усложнить жизнь ребенка, тормозя его физическое и интеллектуальное развитие, накладывая специфический отпечаток на судьбу, профессию, круг общения. Чтобы предотвратить эскалацию проблем, необходимо при первых признаках обратиться к врачам и пройти полноценное обследование, которое позволит установить точный диагноз.
Самое главное про диспраксию
Если в семье растет ребенок с диспраксией, в первую очередь позаботьтесь о его безопасности. Продумайте расположение мебели и предметов интерьера так, чтобы максимально облегчить передвижение: ребенку должно быть удобно держаться без риска уронить предмет на себя и достаточно пространства для маневра. Все хрупкое и травматичное уберите подальше.
И еще. Силиконовые накладки на углы мебели, нескользкие покрытия для пола или детская обувь с нескользящей подошвой, текстильные эластичные наколенники, мягкие (пенополиуретановые) детские коврики – все эти нехитрые приспособления помогут ребенку и его родителям отделаться легким испугом в случае неожиданного падения и избежать серьезных травм.
Кто поможет?
Варианты помощи будут зависеть от возраста и типа нарушения движений. Родителям необходимо научиться проявлять безграничное терпение и принимать своего ребенка таким, какой он есть. Медикаментозного лечения нет. Исключительно правильно организованная стратегия помощи ребенку, безусловная поддержка окружающих и время – вот слагаемые успешного будущего ребенка.
Невролог/психоневролог/педиатр смогут диагностировать проблему, определить, связано ли нарушение координации движений с диспраксией или с другими обстоятельствами. Например, ребенок плохо рисует, потому что плохо видит. А нарушение координации движений связано со сбоем в работе органов равновесия. И диспраксия здесь ни причем.
Инструктор по физическому воспитанию или ЛФК подберет комплекс доступных упражнений для развития координации, ловкости и согласованности движений. Детям полезны игры с музыкальным сопровождением, способствующие развитию чувства ритма и хорошему настроению.
Логопед работает над звукопроизношением и речевым развитием в целом. Трудности с овладением чтением и письмом также помогает разрешить логопед.
Психолог поможет преодолеть тревожность, сгладить чувство несостоятельности, преодолеть комплексы, повысить самооценку. И научит, как избегать агрессивных всплесков.
Учителя, воспитатели помогают адаптироваться в коллективе, подбирают доступные задания, постепенно усложняя их с учетом диагноза. Они же создают благоприятный психологический климат в детском коллективе, чтобы ребенок с диспраксией преодолел неуверенность в себе и был заинтересован в успехе.
Родители – основные помощники для детей с диспраксией, потому что имеют гораздо больше возможностей направлять и подбадривать своего малыша ежедневно на протяжении долгого времени. Если родители всячески способствуют развитию двигательных навыков ребенка, выполняют рекомендации специалистов, активно взаимодействуют с педагогами (делятся с ними информацией об особенностях ребенка, его потребностях и успехах), то улучшения не заставят себя ждать.
Памятка для родителей
- Определите, чем малыш любит заниматься вопреки трудностям, будь то бросание камешков в воду или рисование палкой на земле. Поддержите и помогите освоить игру еще лучше.
- Всегда предлагайте задания, которые малышу под силу. Постепенно усложняйте их.
- Если ребенок не хочет выполнять задание, не надо.
- Хвалите ребенка, даже если результат не достигнут.
- Сделайте жизнь ребенка размеренной и структурированной. Режим дня и спокойный темп очень важны.
- Пусть он успеет меньше. Не торопите кроху. Планируйте день с учетом дополнительных временных затрат.
- Зеркало – помощник. Когда ребенок видит, как выполняет движение, ему проще заметить недочеты и исправиться.
- Обучая кроху навыкам, разложите их на простые действия: 1) надень ботинок; 2) вставь наконечник шнурка в отверстие для шнуровки и т. д. Тренируйте карапуза, пока он не освоит навык. И только тогда переходите к следующему. Активно помогайте, постепенно сводя свое участие на нет.
- Оставляйте малышу возможность в выборе деятельности и в способе достижения результата.
- Включите в процесс сверстников малыша.
- Используйте шпаргалки: схемы, таблички, например, рисунки с пошаговой подготовкой к прогулке или план. Умение планировать способствует повышению качества жизни ребенка с диспраксией.