О ноосферных технологиях и информационной гигиене

О ноосферных технологиях и информационной гигиене

Что такое ноогенез и каковы основные свойства этого феномена ?

Ноосфера, термин, появление которого относят к 1920-м годам, после лекций В.И.Вернадского в Сорбонне, от Э.Леруа и П. Тейяра де Шардена. Ноогенез (от др.-греч. νόος — разум и γένεσις — происхождение, рождение) — появление и эволюция разума.  Термин появился в 1955 году в книге  антрополога и философа П. Тейяра де Шардена. Так как не было дано какого-либо точно и однозначно именуемого понятия, появилось много трактовок, в которые вкладывались те или иные смыслы, в том числе «современный период эволюции жизни на Земле, означающий превращение биосферы в сферу разума — ноосферу», «эволюция, управляемая человеческим сознанием» и др. Распространилось унифицированное толкование ноогенеза по первоисточнику: появление разума, следующее за геогенезом (появлением Земли) и биогенезом (появлением жизни)… человечество формирует новую сферу существования на Земле: сферу разума или ноосферу… Следует отметить, что Ноо- (русск), noo- (англ), 智慧 (китайский) – не только самый ранний термин, известный от древне-греческого «νόος», но и по словарным значениям – объединяющий феномены “ум, разум, интеллект, мысль, инсайт, мудрость” в единое явление.

В 2005 году: «Ноогенез – процесс развертки в пространстве и развития во времени интеллектуальных систем. Ноогенез представляет собой совокупность закономерных, взаимосвязанных, характеризующихся определенной временной последовательностью структурных и функциональных преобразований всей иерархии и совокупности взаимодействующих между собой относительно элементарных структур и процессов. Существуют концепции “интеллектуальных систем”, “информационной логистики”, “интеллектуальной энергии”, ускорения, силы, потенциала, – объединенные в теорию интеллекта.”

Благодаря этому “понятие «ноогенеза» активно введено в научный обиход, как понятие об эволюции интеллектуальных систем, выделены биофизические параметры интеллектуальной энергетики – объем информации, количество ускорения (частота, скорость) и расстояние ее передачи” , “предложена аналогия между человеческим мозгом, состоящем из большого числа параллельно работающих нейронов, и человеческим сообществом, состоящем из людей.

С точки зрения эволюционного исторического развития известны такие понятия, как появление в ходе эволюции (эволюционное учение Ч. Дарвина)  и антропогенеза первого разумного по биологической систематике К. Линнея организма — Homo sapiens, понятия филогенез, морфогенез, цефализация, системогенез, автономность когнитивных систем. С точки зрения развертки интеллекта в ходе индивидуального развития известны такие понятия как эмбриогенез, онтогенез, соматогенез, морфогенез, нейрогенез, высшая нервная деятельность И. П. Павлова. Понятие «ноогенез» может быть отнесено к междисциплинарному уровню, так как касается ряда естественных, технических, гуманитарных наук, термин применяется в медицине, биофизике, психологии, семиотике, математике, информационных технологиях.

Появление разума является одним из главных феноменов  в эволюционном появлении.

Познание феномена интеллектуальных систем – появления разума (ноогенез) сводится к:

  • эволюции и появлении разума Homo sapiens (филогенез);
  • новой мысли в мозге (синтез творческой идеи, инсайт, эврика);
  • развертки интеллекта при индивидуальном развитии (онтогенез);
  • гипотезы стремления популяции человечества к объединению в глобальную интеллектуальную систему.

В ряде научных работ рассматриваются закономерности появления и параметры отличительных особенностей интеллектуальной системы человека (объем рабочей памяти, способность к прогнозированию, многоуровневая (6 слоев нейронов) иерархия системного отбора ценной информации, сознание, память, параметры производимой человечеством и запоминаемой в различных средах информации  и пр. Определены предельные возможности по некоторым физическим параметрам интеллекта человека. Концепции появления инсайта-озарения.

Нами введена новая интерпретация научного термина – “ноогенез”, как появление и эволюционное развитие интеллекта. По аналогии с основным биогенетическим законом выдвинута гипотеза основного закона эволюции человечества, описывающего связь между эволюцией мозга человека и развитием человечества. Количество основных “компонентов”, составляющих мозг человека, и “компонентов” человечества – людей – становится приблизительно равным.

В сравнительной семантике следует отметить как ряд давно известных, но подзабытых терминов, таких как: Ноофелия – доктрина, по которой ценность любой вещи определяется степенью, в которой она способствует развитию интеллекта и интересам разумных существ. Ноократия. Так и появившихся в XXI веке: ноополитика, интеллектуальный менеджмент, ноометрия, ноофармакология.

Закон увеличения скорости адаптации: скорость адаптации, рефлексии, движения, обмена веществом и информацией возрастает на каждом новом уровне эволюции и организации биологических систем, при этом, приспособляемость (организма, популяции) улучшается с увеличением скорости реагирования (в т.ч. скорости связи между интел-компонентами) на изменения окружающей среды.

  • Одноклеточный организм – скорость движения ионов через мембрану одноклеточного организма ~10 в –10 степени м/с,
  • воды через мембрану ~10 в –6 степени м/с, внутриклеточного (цитоплазма) ~2⋅10 в –5 степени м/с;
  • крови по сосудам многоклеточного организма ~0,05 м/с,
  • импульса по нервным волокнам ~100 м/сек;
  • звуковых (голосовых, аудио) коммуникаций многоорганизменной популяции (человечество) ~300 м/сек,
  • квантово-электронных связей внутри популяции ~3∙10 в 8 степени м/сек (скорость радио-электромагнитных волн, электротока, света, видео-,опто-, теле-коммуникаций).

Закон критического количества интеллектуальных компонентов: интеллектуальные системы могут образовываться при достижении критических количеств составляющих их интеллектуальных компонентов и коммуникаций между ними. При достижении количества интеллектуальных компонентов n ≥ 1 млрд может наблюдаться феномен ноореволюции — перехода количественной развертки информационной системы в качественно новую автономно-интеллектуальную систему.

Ноогенез при индивидуальном развитии (онтогенезе) мозга человека берет свое начало от 1—2 первичных эмбриональных клеток, увеличивающихся в количестве при дроблении и делении на стадиях морулы — бластулы — гаструлы, формирующих соответствующий зародышевый лепесток и его дифференцировку. Формируется нервная система зародыша. К моменту рождения объем головного мозга плода человека по некоторым данным достигает 375 см3, к 10 годам жизни — 1300 см3. Морфо-функциональное созревание структур мозга заканчивается к 13 годам и окончательное морфофункциональное становление относится к 16—17-летнему возрасту. По современным данным, нейронов в мозге H.sapiens в процессе онтогенеза и филогенеза взрослого человека 86 млрд нейронов.

Можно сравнивать каждого человека, живущего на Земле, с отдельной нервной клеткой головного мозга. Всемирный интеллект может представлять собой аналог человеческого мозга. Живущие в настоящее время на планете миллиарды людей, безусловно, являются наследниками богатейшего всемирного культурного наследия в производственном, общественном и умственном отношении, генетическими хранителями “живой оперативной памяти” глобальной интеллектуальной системы.

Каковы основные тренды научных исследований в области ноогенеза?

Среди методов способствующих дальнейшей развертке, оптимизации и повышения интеллекта отмечаются:

  • биоинформатика,
  • генная инженерия,
  • ноофармакология,
  • загрузки памяти,
  • стимулирования мозга,
  • эффективное использование изменённых состояний сознания,
  • использование нечеловеческого сознания – информационные технологии (ИТ),
  • технологии “искусственный интеллект” (ИИ)
  • и др.

К двум величайшим загадкам природы относятся Разум и Вселенная. Происхождение мозга, восприятие, сознание, память, нейропластичность и др. остаются нерешёнными проблемами нейробиологии. В настоящее время, для лучшего понимания строения (метод «обратной сборки») и функционирования мозга, а также с целью развертки интеллектуальных возможностей и усиления интеллекта, объявлены к реализации мегапроекты в США – BRAIN Initiative (картирование активности каждого нейрона), в Европе – Human Brain Project (имитация деятельности мозга на суперкопьютерах), аналогичные направления развиваются в Китае, Японии.

 

Каковы новые подходы  к оптимизации умственного труда и творчества? Какова их связь с введенной Вами информационной гигиеной?

Информационная гигиена – междисциплинарный раздел гигиенической науки, имеющий право на самостоятельное развитие, как в целом, так и по подразделам дисциплин, с которыми она связана. Это общая и коммунальная гигиена, психогигиена, гигиена и физиология труда, экология человека и окружающей среды, социальная психология, общественное здоровье и здравоохранение, информатика компьютерных сетей и средств массовой информации, журналистика, социология, конфликтология, менеджмент, политология, государственная и международная безопасность и пр.

Современные нарастающие потоки информации являются последствиями революции в информационных технологиях, характеризующейся тем, что на 6,6 млрд. чел. приходится 6 млрд. телефонов (данные компании «Ericsson», 2012), 6 млрд. телевизионных установок (“Guinnes Today”, 2012), 2 млрд. компьютеров («Gartner», 2012), 2,3 млрд. интернет-пользователей («Internet World Stats», 2012).

По отрицательным последствиям, многочисленными исследованиями показано, что индивидуально- или общественно-значимая информация, в соответствии с информационной теорией происхождения эмоций, влияет на:

  • формирование психоэмоционального перенапряжения,
  • развитие эмоционального стресса и его последствий в виде ряда заболеваний сердечно-сосудистой системы (гипертоническая болезнь, атеросклероз, ишемическая болезнь, стрессорные повреждения сердца, инфаркты, инсульты),
  • пищеварительной (язвенная болезнь),
  • иммунной систем организма,
  • онкологических болезней,
  • на возникновение психических заболеваний,
  • повышение уровня травматизма и количества суицидов.

Таким образом, информация может играть существенную роль на возникновение целых классов болезней.

Согласно государственного стандарта, – «количество информации» предложено определять в единицах бит и байт. Определено законом понятие «информация» — сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления. При измерениях, в том числе в гигиене, важно определенное законом: «измерение – совокупность операций, выполняемых для определения количественного значения величины». К внесистемным единицам величин постановлением Правительства отнесена «скорость передачи информации», единицы – бит/с и байт/с.

Энергетика мозга, температура окружающей среды и высшие интеллектуальные достижения. Из многочисленных публикаций известно, – мозг человека потребляет 1/10 всей энергии ~ 10 в 6 степени Дж. Количество этой энергии могло бы нагреть более 9 литров воды от 36º С до 100º С. Если бы эта энергия не тратилась на интеллектуальную деятельность и на теплоотдачу, её было достаточно, чтобы мозг, состоящий на 80% из воды, «закипал» шесть раз в сутки. В случае же повышенной температуры среды обитания, затрудняется теплоотдача головным мозгом. При гипертермии (патологический процесс с повышением температуры тела) могут нарушаться биохимические процессы в головном мозге, утрачиваться каталитической активность многих ферментов, вплоть до теплового удара (t 41-42° C) денатурации белков (выше t 43° C) и необратимого повреждения головного мозга. Хронический перегрев в производственных условиях может приводить к функциональным нарушениям центральной нервной системы – неврастения, развитие диэнцефальных синдромов. В обычных климатических условиях теплоотдача осуществляется в основном за счет излучения примерно 45% всей удаляемой организмом теплоты, конвекции — 30% и испарения — 25%. В жарких регионах или помещениях, когда температура воздуха равна 37°С и выше, ограничиваются механизмы теплоотдачи и тепло отдается преимущественно испарением. В проведенных исследованиях была проведена оценка стрессоустойчивости и надежности на примере монтажников, работающих на высоте и водителей автомобилей, автобусов, такси и других профессий.

Ноотропные средства – (греч. νους — разум и τροπή — поворачивать, изменять) фармакологические препараты (ноотропы), оказывающие активирующее влияние на обучение, улучшающие память и умственную деятельность, объединенные в группу «психостимуляторы и ноотропные препараты» с кодом N06ВХ в соответствии с анатомо-терапевтическо-химической классификацией (АТХ) (ведётся Сотрудничающим центром ВОЗ по методологии статистики лекарственных средств в Осло, Норвегия).

Применение ноотропных препаратов связано с этическими проблемами. Первые ноотропные препараты появились в начале 70-х годов ХХ века. В настоящее время в России зарегистрировано около 15 ноотропов, а это значительно меньше, чем номенклатура на зарубежном рынке лекарственных средств, и часто не достаточно для удовлетворения как медицинской практики, так и потребителей, желающих откорректировать свои интеллектуальные возможности.

Из профильных стратегий применения ноотропных препаратов можно для специфических видов интеллектуальной деятельности определить:

  • для работников при повышении квалификации, дополнительном образовании, изучении языка или новых технологий, занимающихся творческой аналитической работой, разработкой и внедрением инноваций – препараты, воздействующие на память, обучаемость, восприятие больших объемов информации;
  • для специалистов при управлении сложной техникой и быстротекущими технологическими процессами, транспортными средствами (в т.ч. пилоты, водители), выполнением работ в экстремальных условиях – препараты, улучшающие активность мозга, увеличивающие уровень бодрствования, стимулирующие ЦНС, ускоряющие рефлексию.

Следует отметить, что если полноценные в интеллектуальном отношении люди будут улучшать свои умственные способности с помощью химических препаратов, возможно возникновение правовых, административных и этических вопросов. Аналогична проблематика применения для улучшения мышечной работоспособности анаболических стероидов и допингов в профессиональном спорте по биоэтическим и медицинские последствиям. Тем более актуально развитие исследований по доказательности эффективности и сравнительным характеристикам препаратов.

На фоне «информационного бума» и отрицательных последствий возрастающих умственных нагрузок регистрируется продолжающийся рост психической и стресс-обусловленной заболеваемости.

Каково влияние социальных сетей на психическое здоровье человека?

Нарастающий поток информации влияет на здоровье и предполагает активизацию действий гигиенистов. Инновации рассматриваются как новые или значительно улучшенный продукты, процессы или новые организационные методы в деловой практике, организации рабочих мест или во внешних связях для оптимизации интеллектуальной деятельности человека.

По данным ВОЗ, к 2012 году во всем мире страдало депрессией более 350 млн. человек. Неврозы и реактивные депрессии могут быть результатом драматических переживаний, в том числе на работе, при чрезмерной нагрузке мозга в результате стресса, в основе которого могут лежать как физиологические, так и психосоциальные факторы. И если в 1990 г. психические и неврологические расстройства составляли 10% от общего показателя лет жизни, потерянных в результате заболеваний и травм (DALY), то к 2020 г. бремя этих расстройств может возрасти до 15%. В связи с этим ВОЗ приняла резолюцию о необходимости комплексных мер на национальном уровне.

Информационным вызовам современности способствуют, – увеличение скорости и количеств транспортных средств, рост адаптационных необходимостей при передвижении в гермопространствах, освоении новых территорий (пустыни, полюса с неблагоприятным климатом) и пространств (подводный мир, высокие слои атмосферы, космос), повышение требований к научным исследованиям, знаниям и компетенциям.

При росте традиционных информационно-зависимых заболеваний, эпидемиологический анализ показывает появление новых:

  • синдромов – компьютерный синдром [Reddy S.C., 2013];
  • аддикций – патологические зависимости, от телевидения [Kubey R., 2002];
  • от социальных сетей [Karaiskos D., 2010];
  • интернет-зависимостей;
  • депрессий, формируемых соцсетями [Rosenquist J.N., 2011];
  • интернет-зависимых психозов [Nitzan U., 2011];
  • маний – сенсорные, связанные с интернетом [Swan M., 2012],
  • лудомании – зависимость от компьютерных игр [Brus A., 2013];
  • фобий – номофобия, боязнь остаться без связи [Krajewska-Kułak E., 2012];
  • интернет-зависимых суицидов [Stieger S., 2013].

Ваши выводы и практические рекомендации

  • Приоритетна разработка: профилактических рекомендаций по информационной гигиене, определение рациональных способов проектирования систем и организации информационных процессов, повышения эффективности интерактивного взаимодействия человек – информационная среда.
  • Обеспечение комфортных условий труда, в том числе оптимальных уровней температуры, – может, как обеспечивать условия, способствующие высшим интеллектуальным достижениям, так и обеспечивать благоприятные условия при нервно-эмоциональном напряжении в ряде профессий.
  • Одним из методов повышения стрессоустойчивости, надежности, адекватного реагирования при адаптации человека к изменяющимся внешним стресс-факторам может рассматриваться – повышение физической подготовленности с достижением установленных ориентировочных нормативов.
  • Необходимо дальнейшее развитие ноофармакологии, как с обеспечением критериев доказательной медицины в отношении ноотропных средств, так и для проработки этических вопросов, связанных с их применением.
  • На уровне санитарного законодательства ряд гигиенических нормативов требует как гармонизации с международными стандартами (измерение количества информации и др.), так и разработки специальных санитарных правил для ряда профессиональных групп.

Ваш прогноз развития ноосферных технологий?

Прогнозируется, что человечество стремится к единой организационно-замкнутой информационно-интеллектуальной системе. Суперинтеллект может реализоваться в виде Глобального Интеллекта на планете Земля. Открытие, дальнейший поиск и исследования в XXI веке формулы интеллекта и математических основ разума, перевод “интеллектуального” в плоскость математической физиологии и физики могли бы, способствовать пониманию самых высоких идей и глубоких закономерностей окружающего нас мира. А поиск параллелей между становлением человека и человечества, должен быть обязательно продолжен: он может дать основу для уверенности, что интеллект человечества справится с самыми неожиданными и порой опасными проблемами, возникающими в ходе его развития”. Изучение главной тайны и формирование знания в этой сфере сравнимо с познанием квантовой физики и развертки Вселенной, происхождения жизни и биологической эволюции.

Ответом на вызовы современности здоровью при стратегических развертках гиперинформационного общества могли бы стать развитие информационной гигиены, разработка: новых методов оптимизации нервно-эмоционально-напряженного инновационного труда, адекватности умственных нагрузок, ноофармакологии, оптимальных уровней звука, светового потока, визуальной информации, критериев сложности и важности информации, зависимости доз-эффектов, эпидемиологии последствий инфо-перегрузок и групп риска.

Автор:

Еремин Алексей Львович  – доктор медицинских наук, научная специальность «медицина труда». НОЧУ ВО «Кубанский медицинский институт», профессор кафедры гигиены и экологии. ООО «НИИ гигиены и экологии», учредитель, научный руководитель.

Общий стаж в госсанэпиднадзоре 25 лет:

  • с 2017 – Краснодарское краевое отделение Национального научного медицинского общества гигиенистов и санитарных врачей, общественная организация, председатель
  • 2005 -2019 Управление Федеральной службы Роспотребнадзора по Краснодарскому краю, главный специалист-эксперт, 2012, 2017 – делегат Всероссийских съездов гигиенистов и санитарных врачей; Награжден медалью «95 лет госсанэпидслужба России».
  • 2008 – по настоящее время Кубанский медицинский институт, профессор, руководитель курса гигиена и экология; 2012 – участник Съезда биофизиков России
  • 1997- 2008 Краснодарский муниципальный медицинский институт ВСО, доцент кафедры фундаментальной и профилактической медицины. Лауреат Всероссийского конкурса «Наука – обществу 2004» – Российского гуманитарного научного фонда при Правительстве РФ. Избран в 2001 действительным членом Британского Экологического общества и Королевского Института Общественного здоровья и гигиены, в 2006 – член-корреспондентом Международной академии наук экологии и безопасности человека.
  • 1992-1997 Кубанская медицинская академия, ассистент кафедры патологической физиологии. Опыт преподавательской работы – 26 лет
  • 1992-2002 Мэрия города Краснодара – зам.начальника отдела внешнеэкономических и зарубежных связей; Общественно-информационный центр Краснодара – директор. Краснодарский краевой Центр национальных культур – председатель Правления. Центр стал ассоциированным членом ООН. Участвовал в конференциях ООН и Евросоюза в Бельгии, Великобритании, Венгрии, Германии, Греции, Польше, США. Инфообмен ООН, ЮНЕСКО, ВОЗ.
  • 1990-1993 Краснодарский городской Совет народных депутатов, депутат Городского Совета, председатель депутатской комиссии.
  • 1981-1991 Краснодарский городской центр госсанэпиднадзора, врач, заведующий отделением гигиены труда

Система коррекции опечаток
Поделись ссылкой с друзьями:

Другие материалы этого раздела:
Вперед: « Пульсоксиметр - для чего нужен, нормы
Добавить комментарий

ТОП