В первую очередь давайте разберемся, какой тип музыкального слуха вам нужно особенно прокачать, где ваши уязвимые места, а где - сильные. Музыкальный слух имеет несколько видов, среди них - мелодический, гармонический, внутренний, ладовый, вокальный (интонационный), тембральный, полифонический, ритмический и другие. Для развития каждого типа музыкального слуха существуют специальные упражнения, все они связаны друг с другом. Попробуем разобраться.
Мелодический слух
Мелодический слух - это умение слышать высоту определенных нот в мелодии. Для этого стоит попробовать писать одноголосные музыкальные диктанты: короткие мелодии, которые проигрывают на фортепиано 8-10 раз. За это время необходимо запомнить как можно больше и написать мотив нотами, в нужном ритме и размере. Это подходит для тех, кто уже знает ноты. А как быть, если вы еще только на начальном этапе знакомства с музыкой? Запоминайте коротенькие мотивы и мелодии, старайтесь прослушать их несколько раз, а затем напеть, максимально точно попадая в ноты. Если вы хотя бы немного ориентируетесь на клавиатуре – попробуйте подбирать мелодии на слух, пусть даже одним пальцем. Для этой цели подойдет любой инструмент, которым вы можете воспользоваться: как гитара, так и игрушечный металлофон из детского сада.
Гармонический слух
Гармонический слух – это навык распознавать функции различных аккордов, созвучий, интервалов и гармоний. Зачастую этот тип слуха связан с ладовым, например, с умением определять - мажорный аккорд звучит или минорный. Чтобы его развить, пригодится знакомство с теорией музыки: зная названия и схемы построения аккордов и интервалов, вы сможете запросто отличать друг от друга их звучание. На уроках сольфеджио преподаватели также применяют гармонические цепочки: последовательность аккордов и интервалов, которые идут один за другим. Необходимо запомнить их, а затем повторить или спеть, называя каждый звук. Используются также трехголосные аккордовые диктанты и гармонические задачи, в которых к мелодии нужно дописать аккомпанемент из подходящих по функции гармоний. Для начинающих знакомиться с музыкой самое простейшее задание – учиться различать на слух, сколько нот звучит на инструменте: одна, две, три или четыре. Затем стоит выучить интервалы и пробовать отличать их звуковую окраску.
Ритмический слух
С ритмическим слухом всё просто: нужно чувствовать ритм и размер. Размер – это внутренний шаг мелодии. Попробуйте тактировать рукой марш и вальс – и вы поймете, что долей получится разное количество. Марш имеет четырехдольный размер, а вальс – трехдольный. Проще говоря, марш нужно отсчитывать «раз и, два и, три и, четыре и», а вальс – «раз и, два и, три и».
Полифонический слух
Полифонический слух – это умение слышать и различать одновременно несколько разных мелодий. Как правило, эти мелодии похожи и проводятся на разной высоте, в разных регистрах инструмента. Если вы не совсем поняли, как это – попробуйте послушать фуги И. С. Баха, который по сей день является лучшим мастером полифонии. Фуга строится так: сначала звучит одна короткая тема (мелодия). Затем она проводится в каждом голосе поочередно. Во время ее проведения в других регистрах, остальные голоса импровизируют на тему основного мотива. Во время прослушивания попробуйте определить главную тему, успеть зафиксировать моменты, когда она появляется в других голосах. Хорошо, если вы сумеете ее запомнить и попытаетесь пропеть проведение темы вместе с музыкой. Для развития слуха профессиональных музыкантов также используются диктанты – двух- и трехголосные, в которых каждый голос является независимой мелодией. Если вы знаете ноты и уже умеете писать одноголосные диктанты – попробуйте двигаться дальше.
Вокально-интонационный слух
Вокально-интонационный слух проще всего развить в домашних условиях. Для этого пойте короткие мелодии, народные попевки, слушайте побольше хорошей музыки, старайтесь быстро запоминать мотивы, чтобы развивать музыкальную память. У музыкантов для этих целей практикуется пение гамм, различных ладов, звукорядов, нотных последовательностей. К сожалению, без знания нотной грамоты любые способности будут ограниченными, поэтому сольфеджио занимается развитием как практических, так и теоретических навыков.
Внутренний слух
Внутренний слух – это когда вы, даже не умея петь и повторять мотивы, отчетливо слышите мелодии внутри себя. Если вы можете представить, как звучит определенная песня, помните припев, тембр инструмента или голос определенного певца – значит, вы обладаете внутренним слухом.
А что же такое абсолютный слух? Это умение слышать правильную ноту необходимой высоты в каждом звуке. Музыканты-абсолютники с легкостью определяют ноту скрипа двери, звона будильника, стука молотка, гудка паровоза. Но порой эта сверхспособность даже мешает, потому что такие люди очень чутко реагируют на диссонирующие звуки, на фальшиво настроенные инструменты и неточную интонацию голоса. Главной особенностью этого таланта является знание нот, ведь, если вы не знаете названий, то как сможете дать имя звуку? Может быть, и вы обладаете абсолютным слухом, сами не зная об этом?
Попробуйте начать развивать свой музыкальный слух с помощью упражнений, и вы увидите, как уже через полгода от первоначального страха и смущения из-за «отсутствия способностей, слуха и голоса» не осталось и следа.