Особенности воспитания мальчиков и девочек

Особенности воспитания мальчиков и девочек

Воспитывать мальчиков с одной страны проще, с другой стороны, намного сложнее. Дело в том, что мальчик практически заканчивает формироваться как будущий мужчина уже к семи годам, после этого возраста компенсация, конечно, возможна, но сложна. 

Особенности воспитания мальчиков

Поэтому на родителях и близких лежит большая ответственность.

На что нужно обратить внимание:

  1. Мальчик до 7 лет чаще более привязан к маме, но с 4 лет его воспитанием должен заниматься отец, чтобы он мог усвоить мужскую модель поведения, мужчины чаще дают мальчику больше возможностей для изучения реального мира (крошка сын к отцу пришёл и спросила кроха: - Что такое хорошо и что такое плохо?). Задача мамы, в том числе поддерживать авторитет папы.

Задача папы - формировать у мальчика уважительное отношение к женщине через отношение к матери ребёнка.

  1. Мальчику нужно, в первую очередь, давать любовь-доверие.

Самым лучшим поведением родителей является реальная вера в сына и слова одобрения, когда мальчик проявляет самостоятельность, что-то делает и даже, если у него это не получается: «Мы знаем (верим), что ты сможешь (справишься, получится)». Это позволяет ему самому начать верить в себя.

Ещё больше самооценку мальчика повышает, когда вы говорите, что гордитесь им.

  1. Мальчика нужно чаще хвалить за действия и поступки, а не за то, что он просто хороший: Молодец, что сделал (помог, убрал, сложил, построил и т.д.). Позитивное подкрепление его действий, приводит к тому, что мальчик усваивает на всю жизнь, что нужно совершать поступки и действия, что тебя любили и уважали.
  1. Мальчика нужно чаще просить о помощи и поощрять его помощь и заботу о близких и, естественно, хвалить за это. Но ни в коем случае, не «сливать» на ребёнка (особенно мамам) свои эмоциональные и жизненные проблемы. У мальчика как мужчины, рассказ о проблеме вызывает желание её решить, но маленький мальчик не может это сделать! Поэтому ему остаётся одно - постараться не реагировать, что может привести в будущем к невосприимчивости к эмоциями и жалобам или негативной реакции на них, в том числе со стороны партнёрши и детей.
  1. Мальчики (мужчины) учатся ТОЛЬКО на своих собственных ошибках, им надо убедиться, что всё, что им говорят, так и есть на самом деле. Задача родителей - снизить риск в изучении мира: если мальчик хочет потрогать горячий утюг, дайте ему его потрогать, когда он уже достаточно горячий, но нельзя обжечься. Пусть прикасается к опасным предметам из ваших рук/под вашим контролем. Он всё равно это сделает, запреты не помогут.

Фраза «Я же говорила тебе!» вызывает у мальчика и сомнения в себе, и обиду, и сопротивление.

  1. Нельзя смеяться над мальчиком, если он, с Вашей точки зрения, что-то делает или говорит не так. Это сильно подрывает его уверенность в себе и отталкивает от человека, который это делает. 

Особенно важно не высмеивать, а серьёзно поддерживать его мечты и вместе с ним в них верить и, по возможности, их реализовывать.

[Я верю в тебя!]

  1. Мальчику с раннего возраста нужно предоставлять возможность выбора: что будет делать, что наденет, что будет есть, куда пойдёт гулять. Чем раньше он научится брать на себя ответственность, тем проще ему будет брать ответственность и принимать решения в будущем.

Если вы не согласны с его решением, не надо заставлять, а тем более «ломать», лучше постарайтесь ДОГОВОРИТЬСЯ, это очень важный навык, который поможет вам сохранять отношения с ребёнком, а ему строить отношения с окружающими.

  1. Мальчику нужно пространство для игр и занятий своим делами, поэтому старайтесь почаще предоставлять ему такую возможность, вместо игры в песочнице, пусть лучше где-то ходит, бегает, лазает, просто следите, чтобы не получил травму. Если мальчик очень активный, отдайте его в спортивную секцию, желательно, чтобы тренер был мужчина (мальчиком НЕ должна командовать женщина).

Мальчикам важно в играх физическое взаимодействие, поэтому сами почаще «борите» и «тискайте» его.

  1. Купите мальчику инструменты и конструкторы, чтобы он мог что-то мастерить и ремонтировать, это развивает не только моторику, но и практические навыки и уверенность в себе как мужчине. Особенно полезно этим заниматься вместе с папой, помогать в реальных делах (подать инструмент, придержать что-то и т.д.).

Мальчику очень важно, чтобы он занимался «мужскими делами» вместе с папой, например, ходил в магазин за продуктами [мужчина-добытчик]. Если же пошёл с мамой, то пусть поможет донести покупки до дома.

  1. Научите мальчика понимать и проявлять свои эмоции как позитивные, так и негативные. Для удобства можно распечатать список чувств и эмоций и обсуждать с сыном. Если он испытывает злость и агрессию, не подавляйте и не запрещайте их проявлять, а покажите, как можно это сделать безопасно (стучать по дивану, кричать в стиральную машину, пинать что-то мягкое).
  1. Научите мальчика драться! Мальчик должен уметь постоять за себя. Задача папы научить сына не бояться ответить обидчику и бить правильно, чтобы не получил травму, не закрывал при этом глаза, мог рассчитывать силу удара. Самый простой способ - это устраивать с сыном «бои» с обменами ударами, борьбой, особенно это полезно, когда у ребёнка возникает агрессия и таким способом папа помогает ему расслабиться. Если нет такой возможности (нет папы), отдайте сына в секцию к тренеру мужчине.
  1. Научите мальчика отвечать обидчику, в том числе и не применяя, по возможности, физическую силу, уметь договариваться и находить компромиссы, а если нужно, то дозировать физическое воздействие. Научите, как правильно реагировать на агрессивное поведение девочек, в том числе как, при необходимости, ответить на её физическое воздействие. Жесткая установка «девочек обижать нельзя» очень негативно влияет на взрослую жизнь, часто мужчина не может ничего сделать, когда женщина его демонстративно провоцирует.

Ну, и конечно, самое главное: ребёнок воспитывается не словами, а поступками и поведением родителей.

И, безусловно, важнейшим фактором является единство в представлении, как воспитывать ребёнка, как и за что хвалить, как с ним договариваться и формировать границы.

Особенности воспитания девочек

В нашей стране сегодня можно выделить две основные модели воспитания девочек:

Первая модель была сформирована в военное и послевоенное время, когда женщинам приходилось брать на себя всю ответственность и рассчитывать только на себя - «Я корова, я и бык, я и баба, и мужик». В девочках стали воспитывать самостоятельность, высокую ответственность и исполнительность, но при этом иногда избыточно трепетное отношение к мужчинам (их же было мало).

Вторая модель пришла к нам, в первую очередь, с востока - девочка (дэва) = богиня и надо её воспитывать, как нежный цветок, защищать, холить и лелеять.

Сейчас мы видим конфликт и непонимание, как же воспитывать девочку, чтобы и «коня остановила», и была женственной и нежной?

Постараюсь ответить на этот вопрос.

  1. С самого раннего возраста окружите девочку Любовью-Заботой.

Активно интересуйтесь тем, что с ней происходит, что беспокоит, что она хочет, о чем мечтает.

Помогайте ей в решении проблем, а не говорите «сама справишься, ты же у нас умная, способная, самостоятельная»

Предлагайте ей помощь, когда видите, что ей трудно.

Тогда девочка научится принимать помощь и заботу от окружающих, у неё будет адекватная самооценка, и она сможет так же заботиться о других.

  1. Правильно хвалите девочку.

За то, что она есть, а не за то, что она делает для окружающих. Вместо «молодец, что приготовила (принесла…)» - «ты у меня такая хорошая (добрая, заботливая, внимательная…)».

Тогда девочка на всю жизнь усвоит, что её могут хвалить и любить просто КАК ЧЕЛОВЕКА, а не за то, что она ДЕЛАЕТ, ей не придётся это «зарабатывать» или заслуживать!

  1. Восхищайтесь красотой и привлекательностью дочери.

Даже если вы не считаете ей красоткой, покупайте красивую одежду, в которой она выглядит, как маленькая принцесса.

Учите девочку, глядя в зеркало, замечать свои достоинства, а не концентрироваться на недостатках. 

У многих, даже по-настоящему красивых женщин, есть сомнения в своей привлекательности, потому что в детстве ей часто говорили, что она умница, и редко, что красавица («чтобы не загордилась»).

Уверенность в своей привлекательности сильно влияет на самооценку и успешность в жизни.

  1. С раннего возраста сформируйте у девочки опрятность и умение ухаживать за собой. Это происходит, когда девочка видит, как мама ухаживает за собой, за ней самой и через уход за куклами и окружающими.
  1. Поддерживайте желание девочки помогать и заботиться.

Большинство девочек уже в раннем возрасте хотят помогать, если не давать это делать или критиковать, что плохо получается, то интерес постепенно угасает, и позже ребёнка приходится просить и даже заставлять.

  1. Купите девочке самую красивую куклу, которую сможете.

Многие девочки подсознательно отождествляют себя с ней, гордятся, что у них есть такая кукла, они больше заботятся о ней, тем самым учатся ухаживать и заботиться об окружающих.

Как правило, девочки, у которых была такая кукла, в будущем больше проявляют женских качеств, строят более гармоничные отношения и ориентированы на рождение детей (кукла как дочь – «хочу таких же красивых детей»).

  1. Создайте для девочки личное пространство, место в котором она создаёт «свой мир» (часть комнаты, детский домик).

Задача родителей помочь ей в этом, это микромир, в котором она отрабатывает своё будущее: как создавать обстановку и уют, заботиться о куклах и игрушках, отыгрывает различные жизненные ситуации. 

Активное включение родителей в эту игру поможет увидеть, что происходит с ребёнком, научить девочку эффективным моделям поведения и, если нужно, по ходу что-то поправить.

  1. Обнимайте девочку, как можно чаще, играйте с ней, «тискайте».

У девочки, которая НЕ получила достаточно ласки от родителей в детстве, в будущем могут возникать проблемы с телесным контактом: она будет его избегать (это негативно влияет на здоровье, развитие зрелой сексуальности, отношения с партнером) или стремиться его дополучить, в т.ч. от партнёров, которые могут просто использовать её тело.

  1. Поддерживайте и развивайте в девочке физическую активность.

Это позволит ей сохранить здоровье, развивать своё тело, ловкость и координацию, избавляться от физического и эмоционального напряжения, стать более уверенной в себе. 

Выбор активности зависит от особенностей ребёнка, от игр со сверстниками и родителями, до занятий в секциях. Все же в первые 3-5 лет предпочтительнее танцы, а не занятия спортом, то и другое формирует организованность, умение преодолевать трудности.

  1. Поддерживайте в девочке самостоятельность и ответственность, но не стремитесь к тому, чтобы она отвечала за всё.

Позволяйте ей ошибаться и не ругайте за это. Если не получается, старайтесь помочь, вместо подбадривания (которое больше подходит для мальчиков).

Это помогает девочке в будущем стать увереннее, меньше бояться ошибок, быть более снисходительной к себе и окружающим, помогать близким.

  1. Научите девочку отстаивать свою точку зрения.

Когда у неё появляется свое мнение, позвольте его высказывать. Если вы не согласны, объясните почему следует поступить по-другому (тут хорошо работает техника «выбор без выбора»).

Если подавлять или игнорировать её точку зрения, то это может привести или к проблемам и страху говорить об этом (все равно бесполезно), или сопротивлению и желанию отстаивать своё, в т.ч. агрессивно.

  1. Огромное влияние на развитие девочки оказывают отношения с отцом, его любовь, внимание, забота, помощь. Он для неё - первый пример мужчины и во многом определяет выбор её будущего партнера и на сколько она будет счастлива в отношениях.

Очень важно, чтобы девочка получила любовь, заботу и внимание от мужчин в семье, тогда она вырастит уверенной в себе, научится принимать любовь и заботу мужчины просто так, а не пытаться её заслужить, будет строить отношения по взаимной любви, а не потому, что он её выбрал.

Еще раз подчеркну, что важнейшим фактором в воспитании ребёнка (независимо от пола) является реальный пример родителей. На детей больше влияют поступки родителей, чем слова. Поэтому очень важно, чтобы родители это осознавали и, в первую очередь, занимались собой, чтобы стать для ребёнка примером для подражания.

Автор: Врач сексолог Булах Андрей Петрович. Медицинский центр "Доктор Булах" г. Екатеринбург

Опубликовано в Здоровье детей
Другие материалы этого раздела:
Вперед: « Нарушения зрения у детей
Назад: У ребенка плохой аппетит »

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТОП