Синдром выученной беспомощности

Синдром выученной беспомощности

Пятьдесят лет назад американский психолог Мартин Селигман перевернул все представления о нашей свободе воли. 

Селигман проводил эксперимент над собаками по схеме условного рефлекса Павлова. Цель — сформировать рефлекс страха на звук сигнала. Если у российского учёного животные по звонку получали мясо, то у американского коллеги — удар током. Чтобы собаки не сбежали раньше времени, их фиксировали в специальной упряжи.

Селигман был уверен, что когда зверей переведут в вольер с низкой перегородкой, они будут сбегать как только услышат сигнал. Ведь живое существо сделает все, чтобы избежать боли, не так ли? Но в новой клетке собаки сидели на полу и скулили. Ни один пес не перепрыгнул легчайшее препятствие — даже не попытался. Когда в те же условия поместили собаку, которая не участвовала в эксперименте, она с легкостью сбежала.

Селигман сделал вывод: когда невозможно контролировать или влиять на неприятные события, развивается сильнейшее чувство беспомощности. В 1976 году ученый получил премию Американской психологической ассоциации за открытие выученной беспомощности.

Мартин Селигман, основоположник позитивной психологии

Мартин Селигман – основоположник психологии радости и счастья. Этот американский ученый создал уникальную концепцию позитивного мышления, которая положительным образом воздействует на сознание. В своих книгах он четко обозначил набор чувств, состояний человека, помогающих взрастить в себе уникальную способность радоваться жизни. Мартин Селигман разработал так называемый «научный взгляд на счастье». Такой подход способствует становлению личности, ее дальнейшему развитию и самосовершенствованию. Им была предпринята попытка объяснить миру, что можно бесконечно находиться в поисках счастья и никогда его не найти, если не знать наверняка, в какую сторону следует идти. Когда же известно направление движения, из любой ситуации можно найти достойный выход в кратчайшие сроки.

Пенсильванский университет сыграл в жизни ученого особую роль. Сначала он сам там учился, а затем организовал в нем собственный центр позитивной психологии. Пенсильванский университет был тем священным местом, куда он мог приходить в особенных раздумьях и желании посидеть над своими книгами.

Синдром «выученной беспомощности»

Так ученый назвал состояние, при котором во время действия внешнего раздражителя отмечалась полная пассивность, нежелание действовать таким образом, чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону. Им был проведен научный эксперимент, в ходе которого выяснилось, что некоторые люди и животные, сталкиваясь с препятствиями, заранее сдаются и не предпринимают никаких попыток для улучшения своего положения. Мартин Селигман очень тщательно изучал природу этих индивидов и точно определил, что для них сделалось привычным терпеть неудобства, всегда быть жертвой. Чем больше подобного опыта имеется у человека, тем тверже его убеждения, что мир против него. Как правило, человек с похожими проблемами никогда не ищет помощи у других, стремится все делать самостоятельно. Он настолько не верит в собственные перспективы, что не стремится развивать себя, строить большие планы.

Синдром выученной беспомощности иначе можно назвать добровольным рабством или чрезмерной уступчивостью. Такие люди чаще всего живут нуждами окружающих, забывая о своих собственных предпочтениях. Одиночество – их характерная особенность, поскольку жертвенность нужна не всем.

Феномен сознательного оптимизма

В ходе проводимого эксперимента выяснилось, что несмотря на значительные неудобства, некоторые индивиды предпочитали во что бы то ни стало сохранять позитивный настрой. Они стремились поддерживать хорошее настроение и, к счастью, даже в самые тяжелые минуты у них это получалось. Феномен сознательного оптимизма заключается в том, что человек посредством волевого усилия выбирает для себя радость, и намеренно не сосредоточивается на плохом. Именно о таком явлении рассказывает Мартин Селигман. Как научиться оптимизму?

Для этого нужно обладать сильной волей и иметь возможность с надеждой смотреть в будущее. Конечно, необходимо выработать у себя соответствующую привычку. В противном случае вам будет постоянно казаться, что вы ведете себя крайне неестественно. Тот, кто привык концентрироваться на проблемах, на самом деле сопротивляется вселенскому потоку благополучия. Очень сложно переубедить таких людей, что жизнь может быть приятной и счастливой, а не только тяжелой, непосильной ношей.

Изучением внутреннего мира человека, причин его душевных противоречий занимается наука психология. Мартин Селигман смог доказать экспериментально, что каждый из нас осуществляет свой выбор индивидуально и несет за него ответственность. Однако не всякий человек готов принять эту правду. Многим просто удобно считать себя неудачниками.

Позитивная психология

Мартин Селигман много часов потратил на изучение черт характера человека, которые свойственны для счастливых людей. Он многочисленными исследованиями доказал, что способность радоваться и ценить жизнь не приходит в один момент. Этому надо учиться, как и умению виртуозно играть на скрипке.

Прежде всего, человек должен стремиться к личностному росту. При любых обстоятельствах нацеленность на результат помогает взращивать в себе позитивное отношение к окружающей действительности. Только в этом случае ему будут не страшны любые поражения. Неудачи случаются у всех. Но не каждый способен смело через них перешагнуть и идти дальше с высоко поднятой головой. Большинство людей, к сожалению, сдается, находясь в расцвете своих творческих возможностей. Исследователь делает мощный акцент на том, что в поисках счастья так важно не забыть о самом себе, своих желаниях и возможностях. Так достигается полнота жизни.

Публикации

Мартин Селигманбольшой мастер психологии. Он создал несколько талантливых работ, которые представляют научный интерес и пользуются большой популярностью. Знакомство с ними будет чрезвычайно полезно тем, кто стремится к самосовершенствованию, хочет проработать имеющиеся проблемы в общении с другими людьми.

«Беспомощность»

Данное исследование объясняет природу внутренней уязвимости человека: как она формируется, под воздействием чего растет и развивается. Беспомощность образуется вследствие выраженного неумения личности постоять за себя, ценить собственные умения, отстаивать индивидуальную позицию. Заниженная самооценка, постоянные упреки близких и незнание своих способностей оборачиваются большой личностной трагедией. Человек попросту теряется как индивидуальность.

«Психология отклонений»

Эта работа посвящена вопросам нарушения деятельности головного мозга вследствие расстройства его функций. Психология отклонений объясняет, почему люди поступают тем или иным образом, иногда действуя в ущерб себе и окружающим.

«Оптимизм, которому можно научиться»

Умение мыслить позитивно весьма ценно. Такой человек в любое время сможет психологически защитить себя от воздействия любых негативных факторов, уйти от тревожащих душу переживаний. Для того чтобы освоить позитивное мышление, нет необходимости выдумывать ничего сверхъестественного. Нужно всего лишь знать особенности своего внутреннего мира и уметь его защищать от влияния энергетических вампиров. Автор исследования подчеркивает, что основная сила заключена в руках самого человека, только он сам принимает решение, как ему лучше поступить в том или ином случае.

Таким образом, Мартин Селигман является значимой фигурой в психологии. Благодаря его замечательным исследованиям многие люди получили возможность взглянуть на привычный мир иначе, эффективно работать над собой.

А что же люди?

Теорию Селигмана много раз проверяли ученые из разных стран. Доказано, что если человек систематически:
— испытывает поражение, несмотря на все усилия;
— переживает трудные ситуации, в которых его действия ни на что не влияют;
— оказывается среди хаоса, где постоянно меняются правила и любое движение может привести к наказанию —

у него атрофируется воля и желание вообще что-то делать. Приходит апатия, а за ней — депрессия. Человек сдается. Выученная беспомощность звучит как Марья Искусница из старого фильма: «Что воооля, что невоооля — все равно».

Теорию о выученной беспомощности подтверждает жизнь. Не обязательно сидеть на поводке и получать удары током. Все может оказаться прозаичнее. Когда я писала эту статью, попросила друзей на фейсбуке поделиться своим опытом переживания выученной беспомощности. Мне рассказали:
— про неудачные попытки устроиться на работу: отказ за отказом без объяснения причин,
— про мужа, который мог встретить вечером с дорогими подарками, а мог с агрессией без видимого повода, по настроению. (Рядом — почти такая же история про жену),
— про начальника-самодура, который каждый месяц раздавал штрафы по каким-то новым и нелогичным критериям.

Со стороны кажется, что выход есть. Перепиши резюме! Подай на развод! Пожалуйся на начальника! Сделай вот это и еще вон то! Но как пес Селигмана, человек, который загнан в беспомощность, не может перепрыгнуть даже через низенький заборчик. Он не верит в выход. Он лежит на полу и скулит.

Порой даже абьюзивного («постоянно контролирующего поведение»,прим.»Хочу Всё Знать») партнера или начальника-самодура не нужно. Геля Дёмина, студентка на стажировке в Корее, рассказывает, как на одном занятии профессор дал классу задание. Из букв на листочках нужно сложить названия стран. Когда выходит время, профессор просит поднять руки тех, кто уверен в своем ответе. И так раз за разом. К последнему заданию половина студентов скисли.

«После того, как решили все пункты, мы начали проверять ответы, — рассказывает Геля. — У правой стороны было почти все правильно. А у ребят слева не было верных ответов вообще. Последнее задание (D E W E N S — Sweden) решили только двое из десяти человек с левой стороны. И тут профессор говорит: «Вот вам и подтверждение гипотезы». На экране появляются два варианта теста, который у нас был. В то время, как правая группа получила совершенно нормальный тест, у левой группы во всех заданиях была перепутана одна буква. Правильный ответ в их случае получить было невозможно. Вся соль была в последнем вопросе, про Швецию. Он у двух команд одинаковый. У всех была возможность получить правильный ответ. Но за прошлые пять вопросов ребята полностью убедили себя, что не могут решить задание. К моменту, когда настала очередь верного ответа, они просто сдались».

Как противостоять хаосу? Что делать, если выученная беспомощность уже отвоевывает внутреннюю территорию? Можно ли не опускать руки и не сдаваться апатии?

Можно. И здесь ученые с жизнью снова заодно.

Средство 1: Делайте что-нибудь.

Серьезно: что угодно. Психолог Бруно Беттельгейм выжил в концлагере с политикой постоянного хаоса. Руководство лагеря, рассказывал он, устанавливало новые запреты, часто бессмысленные и противоречащие друг другу. Охранники ставили заключенных в ситуации, где любое действие могло привести к суровому наказанию. В этом режиме люди быстро теряли волю и ломались. Беттельгейм предложил противоядие: делать все, что не запрещено. Можешь лечь спать вместо того, чтобы обсуждать лагерные слухи? Ложись. Можешь почистить зубы? Чисти. Не потому, что хочешь спать или заботишься о гигиене. А потому, что так человек возвращает субъективный контроль в свои руки. Во-первых, у него появляется выбор: сделать то или иное. Во-вторых, в ситуации выбора он может принять решение и немедленно его исполнить. Что важно — это собственное, личное решение, принятое самостоятельно. Даже маленькое действие становится вакциной против превращения в овощ.

Эффективность этого способа в 70-е годы подтвердили американские коллеги Беттельгейма. Эллен Лангер и Джудит Роден провели эксперимент в местах, где человек наиболее ограничен в свободе: тюрьма, дом престарелых и приют для бездомных. Что показали результаты? Заключенные, которым разрешили по-своему расставить мебель в камере и выбирать ТВ-программы, стали менее подвержены проблемам со здоровьем и вспышкам агрессии. У пожилых людей, которые могли по своему вкусу обставить комнату, завести растение и выбрать фильм для вечернего просмотра, повышался жизненный тонус и замедлялся процесс потери памяти. А бездомные, которые могли выбрать кровать в общежитии и меню на обед, чаще начинали искать работу — и находили.

Способ справляться: делайте что-нибудь потому, что можете. Выберите, чем занять свободный час перед сном, что приготовить на ужин и как провести выходные. Переставьте мебель в комнате так, как вам удобнее. Находите как можно больше точек контроля, в которых вы можете принимать собственное решение и исполнять его.

Что это может дать? Помните про собак Селигмана? Проблема не в том, что они не могли перепрыгнуть барьер. Так и у людей: проблемой порой является не ситуация, а потеря воли и веры в значимость своих действий. Подход «делаю, потому что выбрал делать» позволяет сохранить или вернуть субъективное ощущение контроля. А значит, воля не отъезжает в сторону кладбища, укрывшись простыней, а человек продолжает двигаться в сторону выхода из тяжелой ситуации.

Средство 2: Прочь от беспомощности — маленькими шагами.

Представления о себе «у меня ничего не получается», «я никчемный», «мои попытки ничего не изменят» складываются из частных случаев. Мы, как в детской забаве «соедини точки», выбираем какие-то истории и соединяем их одной линией. Получается убеждение о себе. Со временем человек все больше обращает внимание на опыт, который подтверждает это убеждение. И перестает видеть исключения. Хорошая новость в том, что убеждения о себе можно изменить таким же образом. Этим занимается, например, нарративная терапия: вместе с помогающим практиком человек учится видеть альтернативные истории, которые со временем соединяет в новое представление. Там, где раньше была история о беспомощности, можно найти другую: историю о своей ценности и важности, о значимости своих действий, о возможности влиять на происходящее.

Важно находить частные случаи в прошлом: когда у меня получилось? когда я смог на что-то повлиять? когда изменил ситуацию своими действиями? Так же важно обращать внимание на настоящее — вот здесь помогут маленькие достижимые цели. Например, навести порядок в кухонном шкафчике или сделать важный звонок, который давно откладываете. Нет слишком маленьких целей — все важны. Справился? Получилось? Прекрасно! Нужно отметить победу! Известно, что где внимание — там и энергия. Чем больше внимания достижениям, тем сильнее подпитка для новой предпочитаемой истории. Тем выше вероятность не опустить руки.

Способ справляться: ставьте маленькие реальные цели и обязательно отмечайте их достижение. Ведите список и перечитывайте его хотя бы два раза в месяц. Со временем вы заметите, что цели и достижения стали крупнее. Найдите возможность наградить себя какой-нибудь радостью за каждый выполненный пункт.

Что это может дать? Небольшие достижения помогают набраться ресурса для более масштабных действий. Нарастить уверенности в своих силах. Нанизывайте новый опыт как бусины на леску. Со временем из отдельных деталей получится ожерелье — новая история о себе: «Я важен», «Мои действия имеют значение», «Я могу влиять на свою жизнь».

Средство 3: Другой взгляд. 

Селигман открыл проблему, а дальнейшую жизнь и карьеру посвятил поиску решения. Ученый выяснил, что животные могут научиться противостоять беспомощности, если у них есть предыдущий опыт успешных действий. Собаки, которые сначала могли отключить ток, нажимая головой на панель в вольере, продолжали искать выход, даже когда их фиксировали.

В сотрудничестве с известными психотерапевтами Селигман начал изучать поведение людей и их реакции на внешние обстоятельства. Двадцать лет исследований привели его к выводу: склонность тем или иным образом объяснять происходящее влияет на то, ищем ли мы возможность действовать или сдаемся. Люди с убеждением: «Плохие вещи случаются по моей вине» более склонны к развитию депрессии и состоянию беспомощности. А те, кто считает «Плохое может случиться, но это не всегда моя вина и когда-нибудь оно прекратится», быстрее справляются и приходят в себя при неблагоприятных обстоятельствах.

Селигман предложил схему рефрейминга: переосмысления опыта и перестройку восприятия. 

Называется она «Схема ABCDE»:

A – Adversity, неблагоприятный фактор. Вспомните неприятную ситуацию, которая вызывает пессимистичные мысли и чувство беспомощности. Важно для начала выбирать ситуации, которые по шкале от 1 до 10 вы оцениваете не выше, чем на 5: так опыт обучения рефреймингу будет более безопасным.
B – Belief, убеждение. Запишите вашу интерпретацию события: все, что думаете о произошедшем.
C —Consequence, последствия. Как вы повели себя в связи с этим событием? Что чувствовали в процессе?
D – Disputation, другой взгляд. Запишите доказательства, которые подвергают сомнению и опровергают ваши негативные убеждения.
E – Energizing, активизация. Какие чувства (и, возможно, поступки) вызвали новые аргументы и более оптимистичные мысли?

Способ справляться: попробуйте опровергнуть пессимистичные убеждения письменно.

Заведите дневник для записи неприятных событий и их проработки по схеме ABCDE. Перечитывайте свои записи каждые несколько дней.

Что это может дать? Стрессовые ситуации будут возникать всегда. Но со временем и практикой можно научиться более эффективно справляться с беспокойством, не сдаваться беспомощности и вырабатывать собственные успешные стратегии реакции и поведения. Энергия, которая раньше обслуживала пессимистичные убеждения, высвободится, и ее можно вложить в другие важные области жизни.

P.S. Техника безопасности

Я рада, если сейчас вы дочитываете статью, а внутри уже рождается желание действовать. Пожалуйста, проявите бережность к себе в дальнейших действиях. Важно помнить, что нет единственного решения, которое безусловно подойдет каждому. Человек и его жизненная ситуация сложнее, чем самая продуманная и детальная схема. Иногда самостоятельная работа дает желаемый результат. А иногда нужно заручиться внешней поддержкой и/или обратиться за помощью к специалисту. Особенно стоит обратиться за профессиональной помощью, если:
— вы испытываете тяжелые переживания и по шкале от 1 до 10 оцениваете их на 7 или выше;
— вы находитесь в депрессивном состоянии, все валится из рук;
— вы начали самостоятельную работу, но в процессе ощущаете себя хуже;
— ощущение беспомощности усиливается, а негативные представления о себе укрепляются.

Пожалуйста, доверяйте своим ощущениям и позаботьтесь о себе и своем состоянии.

Я верю в то, что в трудных обстоятельств мы встречаемся еще и с собственной силой. Выбор прочитать эту статью и попробовать описанные в ней способы уже значит, что внутри есть вера в перемены и возможность движения туда, где лучше. Возможность хорошего будущего за пределами сегодняшних обстоятельств.

У собак Селигмана не было выбора. У нас он есть. Давайте выбирать волю. 

Опубликовано в Психология
Другие материалы этого раздела:
Вперед: « Кто такой сексист, признаки сексизма
Назад: Признаки эмпата »

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТОП