Психологи выяснили, почему мы верим незнакомцам

Психологи выяснили

Если внешность незнакомого человека смутно напоминает нам кого-то, с кем связаны хорошие ассоциации, мы с готовностью отдадим первому встречному свои деньги.

Результаты исследования психологов из Нью-Йоркского университета опубликованы в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

В повседневной жизни мы постоянно встречаем людей, о моральных качествах и репутации которых ничего не знаем, и тем не менее нам приходится принимать решения о том, доверять ли им или нет. Чтобы разобраться в психологических и биологических механизмах, лежащих в основе решений о доверии или недоверии незнакомцам, ученые провели серию экспериментов.

В центре всех экспериментов лежала денежная игра на доверие. В ходе первого эксперимента участникам нужно было решить, поделятся ли они своими деньгами с тремя другими игроками, о которых им было ничего не известно, кроме их внешности, показанной на фотографии. Отданная сумма при этом автоматически увеличивалась в четыре раза. Каждый игрок мог либо вернуть деньги тому, кто с ним поделился, что было честно, либо оставить всю сумму себе, а значит, повести себя вероломно.

Во втором эксперименте участникам нужно было по фотографиям выбрать себе новых партнеров для игры. При этом без ведома участников лицам потенциальных партнеров было придано легкое сходство с лицами трех первых игроков. В результате оказалось, что участники стабильно предпочитают выбирать новых партнеров, внешне напоминающих прежних, заслуживших их доверие во время первой игры. И старательно избегают партнеров, похожих на тех, кто вел себя нечестно и «подмочил» свою репутацию. Мало того, чем сильнее незнакомец был внешне похож на честного партнера из первой игры, тем большее доверие он вызывал, и наоборот, чем сильнее было сходство незнакомца с вероломным партнером, тем заведомо хуже к нему относились участники.

Исследователи также проследили за активностью различных регионов головного мозга участников в процессе принятия решений о доверии и недоверии незнакомцам. Оказалось, что в этой ситуации мозг работает по тому же сценарию, который был выработан по результатам первой игры. То есть в момент, когда участники смотрели на фото новых потенциальных партнеров, у них активизировались те же области мозга, которые были задействованы при оценке моральных качеств прежних партнеров. По картине мозговой активности можно было с высокой точностью предсказать, какое решение примет участник на этот раз — к примеру, если схема нейронных связей напоминала ту, что наблюдалась прежде, когда один из партнеров был признан не заслуживающим доверия, то, скорее всего, новый, внешне похожий на него партнер, получит аналогичную оценку.

«Незнакомцы теряют наше доверие, даже если очень отдаленно напоминают нам кого-то, ассоциирующегося с аморальными поступками», — отметил ведущий автор исследования Ориэль ФелдманХолл (Oriel FeldmanHall). Он пояснил, что здесь работает тот же базовый рефлекторный механизм обучения, что и в случае собаки Павлова, — полученная опытным путем информация о моральном облике некоего человека становится лекалом для поведения по отношению к другим, напоминающим его людям.

Добавить комментарий

Защитный код
Обновить

ТОП